Анатолий Вержбицкий. ТВОРЧЕСТВО РЕМБРАНДТА

Предисловие

На этих двух дисках записан монтаж А.В. Вержбицкого "Творчество Рембрандта".

Анатолий ВАсильевич - основоположник "говорящей книги" в России, "Творчество Рембрандта", как он не раз говорил,- главный труд его жизни. Над ним Анатолий Васильевич работал около четверти века, сделал несколько вариантов. Перед вами последний, окончательный вариант.

К сожалению, на диск записана копия не самого лучшего качества. Сохранился ли оригинал, мне неизвестно.

Анатолий ВАсильевич Вержбицкий родился в 1932 году в Москве. Отец - музыкант - расстрелян в 37-ом. Закончив библиотечный техникум и сменив несколько мест работы, А.В. Вержбицкий в 1955 г. пришел в библиотеку для слепых, где проработал 33 года.

В это время стали появляться первые магнитофоны, и идея записывать в дикторском исполнении книги для слепых буквально носилась в воздухе. На западе это уже давно делалось. У нас, как все новое, она вызывала страх. Вопрос дискутировался в относительно высоких сферах, но дальше дело не шло. Идея не пользовалась пониманием в библиотеке для слепых, вызывала насмешки: "Говорящая книга, танцующий шкаф...". Анатолий Васильевич был одним из немногих энтузиастов.

И вот в августе 58 года, когда директор библиотеки была в отпуске, Вержбицкий обманул остававшееся начальство: сказал, что уходя, она поручила ему приступить к записи книг на магнитофон. К ее возвращению первые книги были записаны в исполнении самого Вержбицкого, была организована трансляция записей в читальный зал (через наушники) и на абонемент (через динамик) - тогда еще в домах у людей магнитофонов почти не было. И вот А.Г. Фирсова, директор библиотеки приходит на работу первый раз после отпуска и видит толпу читателей, слушающих первую "говорящую книгу". Она вызвала к себе Вержбицкого, вся красная, и сказала только: "Не знаю, Толя, уволить вас или к ордену представить". Вообще, Александра Гавриловна относилась к Вержбицкому по-матерински, во всем ему помогала, прикрывала, иногда рискуя своим положением.

А Анатолий ВАсильевич весь отдался "говорящей книге", работал часто до глубокой ночи, был и диктором, и звукооператором, даже магнитофоны научился чинить. Профессии звукооператора он учился в Центральном Доме Звукозаписи. Первой записанной на магнитофон книгой был детектив Дольд-Михайлика "Один в поле воин" - Анатолий Васильевич выбрал его за символичность названия: ведь сам он почти один противостоял непониманию большинства сотрудников библиотеки и даже многих читателей.

С первых же дней Вержбицкий стал записывать не только беллетристику, но и вузовские учебники, научно-популярные книги, речи Хрущева и прочее, и прочее. Тогда уже он поставил задачу: сделать доступным для слепых ядро мировой культуры. И с первых же дней он помышлял о расширении выразительных средств "говорящей книги": чтение не одним, а хотя бы двумя голосами, наложение музыки и театральных шумов. "Говорящая книга" по мнению Вержбицкого до сих пор таит в себе океан неиспользуемых возможностей.

В начале 60-х годов открылась Студия звукозаписи ВОС. Она занимается записью "говорящих книг", рассчитанных на широкого читателя, и делает это на самом высоком уровне: в студии работают лучшие дикторы радио, профессиональные звукооператоры, запись ведется на хорошем оборудовании. За библиотекой осталась малотиражная и экспериментальная запись. Ею на протяжении почти 30 лет занимался А.В. Вержбицкий с немногочисленными помощниками. Среди лучших его работ можно назвать многотомную "Историю музыки", снабженную музыкальными иллюстрациями; учебники английского и немецкого языка, к дикторской записи которых были добавлены диалоги с грампластинок.

Анатолий Васильевич считал, что, поскольку записать на магнитофон можно лишь малую долю существующих книг, в некоторых случаях необходимо прибегать к компиляциям. Он записал учебники биологии и химии, включив в них фрагменты других учебников, чтобы осветить отсутствовавшие там темы. На основе нескольких источников Анатолий Васильевич составил и записал на магнитофон замечательную хронологическую таблицу по истории мировой культуры.

Кроме того, в 60-ые годы Вержбицким были сделаны "Третьяковская галерея" (текст скомпилирован из разных искусствоведов), один из томов "Всеобщей истории искусств" М.В. Алпатова, в текст которого были вставлены компилятивные описания работ величайших художников.

Первый вариант "Творчества Рембрандта" появился в 1969 г., к 300-летию со дня смерти художника. Он был сделан на основе книги Эмиля Верхарна о Рембрандте, в которую Вержбицкий вставил описания картин.

Анатолий Васильевич поставил перед собой амбициозную цель: познакомить слепых, в том числе и не имеющих зрительного опыта, с творчеством величайших художников мира. Для этого не достаточно самого подробного описания картин, нужно каким-то образом возбудить в незрячем вызываемые ею эмоции. Анатолий Васильевич утверждает: такое возможно, подобно тому, как возможна экранизация романа.

Вержбицкий планировал сделать серию монтажей, посвященных отдельным художникам. Начать он решил с Рембрандта, как наиболее выдающегося. К тому же Рембрандт работал почти во всех жанрах, так что подробное знакомство с его творчеством дает хорошее представление о живописи в целом. Но работа над "Творчеством Рембрандта" затянулась на десятилетия, и до других живописцев руки не дошли. Зато в этой работе Анатолию Васильевичу удалось достичь подлинного совершенства.

От версии к версии росло число используемых источников. Когда Вержбицкому где-то встречалось образное, доступное для незрячего описание картины, он это выписывал и потом использовал при работе над Алпатовым и над Рембрандтом. В "Творчестве Рембрандта" использован роман Гледис Шмит - лучший роман о Рембрандте. И более ранний маленький роман Тен де Фриз. Увидев роман Шмит, Вержбицкий заново переписал весь текст. Окончательный вариант оказался абсолютно цельным. Несмотря на разнообразие решаемых задач, удалось достичь единства стиля.

"Творчество Рембрандта" - не просто компиляция. Искусствоведы обычно не рассказывают, что изображено на картине, а текст, обращенный к незрячим, должен содержать такой рассказ. Для монтажа Вержбицкий сделал около 200 компенсаторных описаний. С каждой картиной работал примерно неделю. Картина описывается не как плоскость, а описывается изображаемое на ней трехмерие. Полное описание (в том числе, как бы вид сверху на объекты, изображенные на картине) присутствует в черновике, а в окончательный текст включается редко.

В текст Творчества Рембрандта вкраплено множество пояснений пространственной структуры. Нужно дать незрячему основы линейно-перспективного видения. Но геометрия не должна портить художественность описания, она дается вскользь.

Монтаж хронологический, поэтому каждому году жизни Рембрандта посвящена страница черновика. Все ссылки на произведения записаны на эти страницы. От читателя это остается скрытым, чтобы не было скучно. Но хронология соблюдена во всем.

Две трудности нужно было преодолеть автору монтажа: терминология и музыка. Для всех терминов было составлено два перечня: где он встречается, и алфавитный. Термины, встречающиеся только один раз, изымались. Каждый используемый термин объяснен дважды, причем в таких местах, где он наиболее понятен. Термины распределены по тексту более-менее равномерно, чтобы не загромождать его. Всего более 300 терминов. Ранние работы можно объяснять не так подробно, а к описаниям гениальных работ основные термины должны быть введены. Во время компенсаторных описаний новые термины не вводятся.

Использовалась огромная коллекция пластинок с классической музыкой, и магнитофонных записей с радио Орфей. Иногда моно переделывалось в стерео: по второму каналу идет то же с небольшим запаздыванием. Много времени ушло на точную синхронизацию звучащего текста и музыкальной иллюстрации. Важно, чтобы на конец абзаца приходилась данная музыкальная фраза. Кусочки данного музыкального произведения появляются в определенных местах текста. Использовалась только западная музыка; итальянской почти нет; больше всего Бетховена. Как правило одна картина сопровождается фрагментами одного музыкального опуса, но есть исключения - когда картина философски сложная.

Работая над "Творчеством Рембрандта", Вержбицкий ставил перед собой несколько задач, в том числе, он стремился вооружить слепых читателей знаниями достаточными для чтения искусствоведческой литературы. "Творчество Рембрандта" - это новый жанр, по-видимому, не существующий нигде в мире - научно-художественный жанр, сочетающий черты компенсаторного текста, биографии, учебного пособия; это и в полном смысле слова произведение искусства. Многое легшее в основу "Творчества Рембрандта" трудно высказать словами, т.к. является результатом интуиции, догадок, появлявшихся в процессе многократной переработки текста.

Первые версии "Творчества Рембрандта" начитывались самим автором. Предпоследняя версия начитана А.В. Вержбицким и Т.Л. Бояркиной - многолетней сотрудницей Анатолия Васильевича. Эта версия была сделана в начале 80-х годов. Она доступна в московской и некоторых других библиотеках для слепых. Возглавляемый Вержбицким отдел экспериментальной записи и тифлографики записывал до 1000 часов "говорящих" книг в год; все версии "Творчества Рембрандта", кроме последней делались по большей части в нерабочее время. Последняя версия записана в начале 90-х годов на "Логосе" - объединении, в состав которого входит Студия звукозаписи ВОС. Анатолию Васильевичу была предоставлена возможность выбрать лучших дикторов. Лесанова и Прудовский отнеслись к работе с энтузиазмом и превосходно с ней справились.

  Илья Миклашевский (по материалам многочисленных бесед с А.В. Вержбицким)

  13 августа 2005


главная страница сайта

А.Вержбицкий. Творчество Рембрандта

Hosted by uCoz