Разве могла я, двенадцатилетняя девчонка, представить, что мне, спустя годы, придётся писать о мальчишке, который повторит подвиг героев моей любимой песни. Он учился в моей родной школе.
Я хорошо пела с детства. В детском саду уже выступала с сольными номерами. А потом, школьницей - и на сценах города. Однажды на совместном классном часе (учеников 5 "Б" и 5 "А" классов), у меня состоялся целый "бенефис". Я пела пока не охрипла. "Коричневая пуговка" и "Огромное небо" - популярные песни пионерских лет. Особенно любимой была "Огромное небо", которую я не могла петь без слез на глазах, без дрожи в голосе. В лагере у пионерских костров это была моя "звездная" песня.
Гордость за то, что в моей школе учился такой парень, заставила меня более подробно ознакомиться с его биографией, познакомиться с его родителями. Хочу чтобы о нём узнали не только в школе и на улице его имени, но и весь город.
Светлана Денисова (Науменко), выпускница школы N11 10 "Б" класса, 1976г.
В наше запутанное и до предела прагматичное время многие духовные ценности существенно поменялись, а многие утратили свою прежнюю значимость. Ещё в начале ХХ века известный поэт Н. Гумилёв сетовал: "Победа, слава, подвиг - бледные слова, затерянные ныне." История подтверждает, что потом мы всё-таки нашли, вернули, наполнили прежним смыслом, а затем опять затеряли пока без особой надежды обрести вновь. А потребность в этих словах, как нам представляется, не только не исчезла, но и становится с каждым годом насущней. Тому подтверждение и предлагаемый вниманию читателя обширный очерк С. Денисовой о подвиге нашего земляка курсанта АВВАКУЛ Вячеслава Рассохина. В предисловии автор называет свой очерк пробой пера, как бы заранее пытаясь оправдаться перед читателем за возможные языковые и другие огрехи. А мы подчеркнём, что, хотя и не обошлось без них, такой очерк очень нужен, чтобы не только напоминать о ярких человеческих поступках, но и придать им истинный смысл. Ценность кропотливого труда С.Денисовой, потраченного и на сбор материала и на написание очерка, очевидна в первую очередь потому, что нам становится ясно и понятно: память людская о тех, кто ради спасения сотен человеческих жизней пожертвовал собой, неисчерпаема и благодарна. В тексте приводятся высказывания о Вячеславе Рассохине десятков людей: сверстников, учителей, жителей улицы, названной его именем, и все они исполнены и чувства восхищения и печали по поводу безвременной гибели юноши, и гордости за то, что суждено им было соприкоснуться с ним, оставить след в его короткой, но яркой жизни, чем-то подпитаться от него.
Конечно, не обошлось в повествовании без отдельных недочётов в композиции. Но все они забываются, когда уже с первых страниц начинаешь чувствовать настрой самого автора, глубочайшую искренность в каждом его слове. А искренность, к сожалению, стоит пока в том же полузабытом или забытом ряду таких нужных слов, как победа, слава и подвиг.
И всё же крепка надежда на то, что усилиями таких людей, как С.Денисова, эти слова зазвучат как и следует им звучать в стране, не потерявшей стремления вернуть былое своё величие и донести материнскую заботу до каждого своего гражданина.
В.Т. Сосновский, председатель Армавирской городской Думы,
доктор филологических наук, профессор академии МАНПО и АМАН, заслуженный работник высшей школы РФ
Не бойся смерти, пока жив - Ее нет, а когда она придет - тебя уже не будет.
(Из записной книжки В.Рассохина)
Вячеслав Владимирович Рассохин
(1968 - 1989)>
27 июня 1938года в семье учительницы начальных классов и военного в селе Барабаш Приморского края родилась вторая дочь Верочка. "Вера, Веруся" - так ласково называла ее мама. Девочка очень сильно болела, а в 3года свет навсегда померк в ее красивых карих глазках. Велико было горе матери, но она не отчаивалась и занималась с дочкой дома. Семья переехала на жительство в станицу Воронежскую Краснодарского края. Верочка росла на удивление смышленой, и ее приняли в кисловодскую школу - интернат для слепых детей сразу в 3 класс.
Рассказывает Вера Ивановна Прешкина, мама Славика:
"Я училась хорошо, но школа не была десятилеткой и надо было ждать полтора года, пока оформят документы и преобразуют ее в среднюю. Поэтому мама взяла для меня путевку на обучение в Удмуртию. Окончила среднюю спецшколу недалеко от г. Глазова. Отец во время войны был ранен и остался без руки. В послевоенные годы в станице Воронежской Краснодарского края, он работал председателем сельского совета. Мама стала часто болеть, и мне пришлось поехать работать в Армавир, что было все - таки не так далеко, и я могла часто видеться с родителями. Какое-то время работала на учебно-производственном предприятии Всероссийского Общества Слепых. В 1959году поступила в Армавирский педагогический институт на историко-филологический факультет. В 1964 году окончила вуз и была направлена на работу в Коми АССР.
Село Бешпагир расположено на благодатной земле Ставропольского края. Здесь 4 июня 1938года в семье Тимофея Рассохина родился четвертый сын - Владимир. Жили очень бедно, но дружно. А через два года - после продолжительной болезни мальчик ослеп. Как говорят, беда не ходит одна, в 1941 году отца забрали на фронт. А вскоре пришла похоронка о том, что он погиб в местечке Семисотка под Керчью. Одинокой матери было очень трудно со слепым ребенком. Она отвезла Володю учиться в Кисловодск, в школу - интернат инвалидов по зрению. В1958 году он окончил среднюю школу с золотой медалью и поступил в Ставропольский государственный педагогический институт на физико - математический факультет. Практику проходил в кисловодской вечерней школе при производстве ВОС. В 1963 году по распределению уехал в Коми АССР. В деревне Гавриловка преподавал физику и математику в спецшколе. При ней организовал кружок шахматистов. Дети принимали участие в различных соревнованиях и среди слепых, и среди зрячих. До сих пор его бывшие ученики Майя Кырнышова, Рая Устиленцева звонят, поддерживают с ним связь, хотя давно стали бабушками. Его ученики делятся своими успехами, он знает их судьбы. Многие дети из Коми поступили в высшие учебные заведения, другие стали хорошими производственниками. Это добрый след на земле Владимира Тимофеевича.
Из воспоминаний мамы:
- В 1964 году, после окончания Армавирского вуза, я была направлена на работу в Коми АССР. И здесь, в Гавриловке, встретились с Владимиром, вместе работали и через год решили соединить свои судьбы навсегда. Я работала в той же школе преподавателем русского языка, литературы, истории.
Но школа в Гавриловке просуществовала недолго. Там был мягкий климат, низкая влажность воздуха, настоящие зимы. И школу решили преобразовать для больных с другими заболеваниями. А незрячих детей развезли по другим городам.
Нам, преподавателям, предложили искать место в обычных школах.
Предлагали вести историю в г. Печора, давали квартиру, но мы не решились ехать на север и выбрали Кировскую область. В небольшом городке Котельнич нам предложили работу в вечерней школе. Там нужно было именно организовать консультпункт для незрячих рабочих. Поскольку надо было организовать, меня это больше заинтересовало. И мы уехали в Котельнич в 1965 году. Там мы создали консультпункт, филиал от Ленинградской заочной школы.
Судьба складывалась удачно, люди хотели учиться, было интересно работать. Я любила преподавательскую работу, все получалось. Когда в школу приезжала комиссия, ее приводили ко мне на урок. Я была довольна работой, и мной были довольны и руководство, и учащиеся. Старалась быть достойной звания - Учитель.
17 июля 1968года родился Славик. Мальчик родился с такими огромными глазками, как будто сам Господь, наградил его ими, вложив в них то, чем обделил в жизни отца и мать.
Из воспоминаний мамы:
- Из роддома сразу приехали в новую квартиру. К тому времени моя мама умерла после продолжительной болезни. Поэтому мы жили без бабушек, сами воспитывали сына. Сынок в детстве почти не болел, не доставлял особых хлопот. К нам все относились доброжелательно. Помогали и друзья, и ученики, и соседи. Иногда на недельку приезжала Володина мама. Но ребенку надо было уделять много внимания, поэтому я была в декретном отпуске, не работала. Когда Славик стал ходить самостоятельно, мы отдали его в ясли. Как- то Володя уехал на соревнования в Горький, а зима была снежная, холодная. И надо было его нести в садик, но это было невозможно, так как я не могла ходить без тросточки, а он был в одежде тяжелым, да и скользко. Другие мамы на руках несли детей, а мой сынок в валеночках, укутанный шарфом, маленький мужичок, шел сам среди сугробов и вел маму. Он шел впереди, а я шла следом под его руководством.
Вот так складывалась наша жизнь.
Папа мой остался один, жил уже в Армавире и очень просил, чтобы мы переехали ближе к нему, ему тяжело с одной рукой управляться по хозяйству. "Здесь есть школа для слепых, есть где работать. Приезжайте, вы так далеко от меня", - писал он в письмах.
Мама Володи тоже переехала на жительство в Ставрополь. И мы решились на переезд. Поменялись квартирами и переехали в 1971 году в Армавир. Славика водили в садик. Когда сына не стало, мы подарили ковры, игрушки для детей, как память о нем, в группу, которую он посещал. Очень дружили с воспитателями и заведующей. Они были рядом с нами в трудную минуту.
В первый класс Славик пошел в школу N19,-продолжает рассказывать мать.
- Занимаясь воспитанием сына, я три года не работала, делая всё возможное, чтобы он не отличался от других детей. Очень рано приучила его к порядку. У него был свой письменный стол, и, если на нем был беспорядок, сбрасывала все на пол. А он плакал. Я объясняла, что все надо класть только на свое место, так как я потом не могу найти нужную вещь, мне очень тяжело ориентироваться. И он очень рано осознал, что нам с папой трудно, и просто так надо. Быстро привык к чистоте, аккуратности. Проблем с порядком никогда больше не возникало. Эта привычка пригодилась позже в училище. Курсанты рассказывали: "Если Славик дежурит на "тумбочке", то в казарме будет полный порядок. Все сразу убирались у себя. Одним взглядом, без слов мог дать понять, что это надо сделать. И никаких возражений".
Старались записать его в различные кружки. Водили его на борьбу и кружки классического и народного танца. Учился ездить на велосипеде. Играл в хоккей. С папой ходил на водохранилище, учился кататься на коньках. Славик рос под папиным наблюдением. Я управлялась по дому, а папа всегда был рядом с ним. Он рано научил его играть в шахматы и шашки.
Но больше всего сына влекло плавание, поэтому со второго класса стал ходить в бассейн. Из-за того, что был худеньким, сильно мерз в воде, часто бегал греться в душ. Тренер ругал его и хотел отчислить из команды, но я уговорила его потерпеть, так как Вячеслав - парень настойчивый, целеустремленный. Впоследствии он стал хорошим пловцом, участвовал в Краевых соревнованиях. "Терпение и труд" победили. Тренер не жалел, что оставил его. Уже когда сын учился в училище, иногда заходил в бассейн. Очень уважал тренера, а тот тепло встречал его, разрешал поплавать. Вели свои мужские разговоры. У Славика был второй разряд среди взрослых. Также увлекался легкой атлетикой. Здесь его достижение третий взрослый разряд.
В детстве был немного задиристым. Любил на себя обратить внимание. Бабушка иногда говорила: "Что из него будет?" Володя отвечал: "Мама, хороший пацан растет, что ты волнуешься?" Он рос добрым мальчиком, готов был поделиться всем. Бывало, спросит: "Мама, можно я мальчику отдам игрушку, у него их нет, ему не покупают"?
- "Ну конечно, отдай", - отвечала я. Если в классе кто-то заболеет, то что-то купит с нашего разрешения и идет проведать. Соседки сидят на лавочке во дворе, он всегда улыбнется им, поздоровается. Если кто с сумкой идет, старался помочь донести до квартиры. Все его уважали: и соседи, и друзья.
Но был один неприятный случай. Володя уехал на соревнования. Соседки обещали присмотреть за сыном, и я спокойно ушла управляться по дому. А когда в 7 часов позвала его на ужин, он не отозвался. Стали искать, кто-то сообщил, что ребят видели на стройке возле Завода испытательных машин. Там он и нашелся. Никогда мы его не наказывали, а тут я решила его наказать. И сама плачу, и он плачет. Спрашиваю: "Что ты плачешь? Ведь еще не наказывала". А он говорит: "Ты плачешь, и я плачу". Обнял меня: "Я больше никогда не буду тебя огорчать". Он очень рано начал понимать, что нам трудно, что надо всегда быть рядом с нами.
"Был всего один выходной, когда я работала, но все успевала - и убрать, и сготовить. А у нас в семье сложилась такая традиция: в выходной день шли куда-нибудь всей семьей. Если погода позволяла, шли на водохранилище. Зимой ходили гулять в парк или посещали всякие мероприятия, а обедать заходили в пельменную. Часто Славик брал с собой друзей, с которыми дружил во дворе или в школе, с нами ходил сын моей подруги - Петя. Мы показывали ребятам лучшие памятники Армавира посещали другие памятные места, чтобы они знали город и его историю",- рассказывает Вера Ивановна.
Родители старались дать своему сыну все самое лучшее. На каникулах Владимир Тимофеевич организовывал для кружковцев поездки на соревнования, где они успевали посетить и памятные места. Вместе с ними ездил Славик. В Прибалтике посетили Таллин, Вильнюс, Ригу с главной достопримечательностью - Домским собором. С мастерами спорта по шахматам ездили в г.Б ельцы, что в Молдавии, Шклов - в Белорусии. Везде знакомились с городом, посещали выставки, музеи, театры. Были в Ленинграде, Симферополе.
В 6 лет в первый раз родители повезли сына на море. Радости мальчика не было предела. В Туапсе познакомились с семьей Довгенко. Они стали дружить семьями, а Славик подружился с Валентином и Эллочкой, детьми новых друзей. Позже выяснилось, что обе семьи приехали из Армавира. По приезде закадычные друзья захотели учиться в одном классе. И Рассохины перевели сына в школу N11.
Всему умному и доброму учит нас школа. ...Учителя были хорошие... Да, Учителя, действительно, были хорошие. Многоопытный директор Всеволод Дмитриевич Малашкин подбирал в коллектив школы только людей неравнодушных, ярких. Он умел разглядеть в будущем товарище по работе те душевные черты, которые для детей должны были служить примером всей их жизни.
"Когда отец, Владимир Тимофеевич, привел Славика в мою школу, я спросил: "Что, плохо учился в той школе?" - "Нет, - был твердый ответ. - Здесь учится мой друг Валентин Довгенко, хочу учиться вместе с ним". Родителей я уже знал, моя жена, Раиса Георгиевна, работала с мамой Славы в школе слепых. Поэтому дал добро на переход их сына в мою школу.
Помню его спокойным, выдержанным. Хорошо учился. Шел своим путем, не на поводу друзей. Раз в училище вступил в партию, значит в школе воспитательная работа была поставлена правильно.
Это трагедия, что произошло с ним. Дорога цена жизни, но без этого не бывает подвига. И я, как директор, с удовлетворением узнал, что школа названа, а улица переименована в его честь. Школа и семья дали нужный воспитательный заряд, раз он смог совершить такой подвиг. Люди всегда будут помнить это". (Из разговора с В.Д. Малашкиным)
"У родителей Валентина, Александра и Людмилы, был собственный дом в районе завода Пластформ. Зимой семьями играли в снежки. Обедали у Рассохиных. Летом, часто собирались во дворе дома Довгенко, лепили вареники с клубникой, вместе отмечали дни рождения, праздники. Ребята помогали готовить. Жарили картошку по очереди, но Валентину чаще доставалось, Славик всегда придумывал себе другое занятие", - вспоминает Вера Ивановна.
"Все парни в классе закурили. Закурил и Валентин, а Слава не стал и отговаривал всех. Ребята пытались устроить ему "темную", чтобы не выделялся. Он пришел на встречу, не испугался. Драки, как таковой, не состоялось, но разговор видно был горячий.
- Почему можно было так поступить, мы же дружили вместе?-
- А ты не поддавайся, не куришь и не кури, не иди на поводу. Если дашь один раз слабинку, друзья сразу почувствуют, потом трудно будет все исправить. Лучше пережди, они поймут, что неправы. Вы еще растете, а в жизни много соблазнов, склонности как к хорошему, так и к плохому. Надо самому выбирать, к чему прислушиваться, а что отбросить.
Постепенно дружба восстановилась. Ходили в походы, участвовали в спортивных мероприятиях, класс был хороший.
С Валентином учился до 9 класса. Затем Валентин с семьей уехал в г.К ызыл Тувинской АССР. Славик уже поступил в училище, и на каникулах поехал в гости к другу, проводить его в армию. Там его хорошо встретили. Он был общительным, любил людей. Быстро перезнакомился со всеми друзьями Валентина. Тепло с ним простился. Больше они никогда не увиделись.
После гибели Славика, когда у Валентина родилась дочь, он назвал ее в честь друга - Вячеславой. В трудные для нас дни из Кызыла шли телеграммы с соболезнованиями, нам помогали деньгами. До сих пор мы поддерживаем связь с этой семьей".
Анна Васильевна собирает фотографии, вырезки из газет обо всех своих учениках с первого года работы в школе N11. И много фотографий, статьи из газет о Вячеславе Рассохине, я нашла в архиве родителей, на дисках и в альбомах, бережно собранных Анной Васильевной за долгие годы. Биолога по профессии, педагога и прекрасного человека по сути, её уважают и помнят, и в учительском коллективе и бывшие ученики.
Учитель биологии... - но в ее архиве, нашлась и фотография моего класса, выпуска 1976 года, который был первым в ее педагогической деятельности в 11 школе. Помнит всех поименно, знает многие адреса и судьбы, значит не безразличны мы ей, раз вкладывала в нас частицу своей души, что дорогого стоит.
Анна Васильевна сейчас не работает, на пенсии. Я ее помню серьезной и внимательной, знающим специалистом в своем предмете. Перед ее приходом в школу биологию преподавала Ольга Алексеевна Мазарченкова. Ее очень любили, она пользовалась огромным авторитетом у детей. Сложно заменить такого учителя, но Анна Васильевна нашла подход к учащимся, мягко, уверенно и довольно быстро завоевала любовь и уважение. На ее уроках было интересно, она умело использовала наглядные материалы. А сколько шуток звучало, когда в классе появлялся скелет человека или мы разбирались где пестики, а где тычинки. Много лет хожу мимо школы на работу. И очень часто видела как дети с Анной Васильевной, сажали цветы и ухаживали за цветниками, облагораживая территорию любимой школы.
"Ребенка видно по глазам. Его глаза были умными, внимательными, вдумчивыми. Славик быстро влился в детский коллектив. Подружился со многими мальчиками, уважительно относился к девочкам и учителям. Был очень ответственным, если что-нибудь поручали дома или в школе; если что-либо обещал, все старался выполнить вовремя. Я посещала их дом, и меня поражало, как родители, слепые люди, так хорошо ориентируются в нём. Нужны ножницы - сейчас же дадут ножницы или другую понадобившуюся вещь, потому что в доме всегда все было на своем месте. У Славика родители рано выработали чувство ответственности не только за себя, но и за родителей. У него был определенный режим дня. Висело расписание, которое он сам составил и четко выполнял. Родители никогда не заставляли его что-то делать, все делал сам. Любил читать, особенно фантастику: Жюль Верна, Беляева. Примечательно, что, когда Славик изучал в школе классические произведения, читал вслух. Вера Ивановна брала это же произведение в библиотеке для слепых и пальчиками читала Чернышевского, Толстого по рельефно-точечному шрифту Брайля.
Учился Славик все годы на "4" и "5". Выполнял общественные поручения. Был членом Совета дружины, а в старших классах членом комитета комсомола. Награждён грамотами за хорошую учебу, активную работу, спортивные достижения. У него были какие-то особые отношения с учащимися класса, учителями. Он - первый помощник военрука, Калинина Анатолия Андриановича, активный участник во всех соревнованиях по военно-прикладному многоборью. Ездил вместе с одноклассниками в города-герои Новороссийск и Волгоград, побывал в музее АВВАКУЛ.
Любил ходить в походы. Ходили пешком через Кавказский хребет с выходом на Черноморское побережье. Надо было прошагать несколько десятков километров по горным тропам, нести все снаряжение и запас пищи. Помогал девчонкам, нес свой и ещё чей-то рюкзак. Короткие привалы... Разговоры у костра ...
- Слава, зачем пошел в поход? - и мгновенный ответ:
- Проверить себя ...
-Был очень внимательным ко мне. Поздравлял со всеми праздниками. Отзывался сразу же на все просьбы, и можно было не переживать о порученном деле - Рассохин все выполнит как надо".
Анна Васильевна хранит все его поздравления, открытки, которые Вячеслав с друзьями-курсантами присылал после окончания школы.
Дорогие учителя, администрация. Ваш выпускник Рассохин Вячеслав поздравляет Вас и учащихся с началом учебного года. Желаю Вам здоровья, больших знаний, творческих удач. Я обещаю быть достойным Советским офицером. Спасибо за всё.
Дорогие Анна Васильевна и Анатолий Андрианович!
Поздравляем Вас с днём учителя!
Желаем Вам крепкого здоровья, успехов в вашем благородном труде, Хорошего Вам настроения, мирного неба над головой. Пусть ваш сын будет всегда здоровым, всегда слушаться вас он, конечно, не будет, а с годами всё встанет на свои места.
Всего вам наилучшего.
У нас всё хорошо. Все трое летаем самостоятельно.
Ваши ученики:
Румянцев Вячеслав, Рассохин Вячеслав, Владимир Самородов
1987 год
Перебираю архив Вячеслава Рассохина, сохраненный родителями. Здесь его школьные дневники, тетради, записная книжка, фотоальбомы, статьи из газет о его подвиге. Среди тетрадей - вырезки из газет и журналов. На кого равнялся мальчишка в своей жизни, кто был для него примером? Вот портрет и статья "Пером и шпагой" к 200-летию поэта-партизана Дениса Васильевича Давыдова: "...Выбор службы не вызывал сомнений: конечно, армия! Это юность героя... Зрелость совпадает с эпохой самоотречения и сказывается в умении думать о других и поступать сообразно с требованием долга и совести".
А вот другой герой - Владимир Сальников - побеждает на дистанции 400 метров вольным стилем. Денис Давыдов - в службе, Владимир Сальников - в плавании. Читая книги, выбираем строки, которые созвучны жизненным принципам и состоянию нашей души; впитывая всей душой прочитанное, мы формируем и своё отношение к жизни.
Что было главным двигателем в душе Славика, видно из его сочинений:
"...Родина! Как много подразумеваем под этим словом: это и ее природа, и ее история, и это мой народ, его жизнь".
"...их объединяет безграничная любовь к Родине, мужество, смелость, готовность к самопожертвованию во имя благополучия..." (Сочинение "Родина на страницах моего учебника".
"...Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое отроческое мужество, забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дорогах, не поднимите потом", - так говорил Гоголь. (Сочинение "Берегите в себе человека". 9кл. 1984г.)
"...Жизнь людская не бывает гладкой. Главное, чтоб серой не была. В.Левашов." (Сочинение "В поисках смысла жизни". 29 февраля 1984г.)
"...Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней тиин в чаю, букет в благородном вине; от них ее сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатель двигателей, это соль соли земли. Н.Г. Чернышевский." (Сочинение "Особенный человек" в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать". 12 ноября 1985г.)
А вот 12 февраля, 1985год. Сочинение "Кто они, корчагинцы 70-х - 80-х годов?"
"...Настоящие комсомольцы достойно выполняют свой интернациональный долг. Рядовой разведроты Николай Афиногенов был в числе ограниченного контингента советских войск на территории Афганистана. ...Чтобы все не погибли, должен был кто-то один из солдат прикрывать выход товарищей из окружения. Вызвался Николай Афиногенов..."
"...Чувство гордости вызывают британские шахтеры, стойко защищающие свои права, никарагуанские патриоты, защищающие свободу и независимость своего народа"
"...Их подвиг, подвиг Павла вдохновляет многих людей на подвиг, ведь в любом обществе место для подвига найдется. И я думаю, наше поколение достойно продолжит дело, начатое Павкой. Как говорил Н.Островский: "Только вперед, только на линию огня, только через трудности к победе, только к победе и никуда иначе!"
Перечитывая его сочинения, можно проследить, как мужал и закалялся характер Вячеслава, какие примеры вели его к подвигу. Вырезка о Д. Давыдове, сочинение о Корчагине и воинах - интернационалистах - везде он выбирал отрывки, описывающие подвиг его литературных героев. С детства слово "подвиг" не было для Вячеслава пустым словом. Каждодневным подвигом в жизни можно назвать его доброе, бережное отношение к родителям-инвалидам, для которых он был единственной надеждой и опорой. Он был их "ручками и глазками".
И, может, не случайно в сочинении он трижды повторил слово "подвиг". Учитель литературы, Алла Михайловна Георгиева вынесла этот повтор на поля тетради, как речевую ошибку. Может, не случайно ошиблась рука мальчишки, и не ошибкой был для него повтор этого слова, а смыслом жизни.
"После окончания школы Славик и его два одноклассника поступили в Армавирское Высшее Военное училище летчиков. С 1 июля он находился в училище. Прошел месяц молодого бойца. А 1сентября 1985года принял присягу. Начались занятия курсантов. Славику все нравилось. У него развились математические способности, в этом он пошел в папу. В школе не очень любил рисовать, а тут полюбил черчение. С друзьями прибегал в увольнение. Учился с удовольствием и желанием. Все трудности переносил легко, не жаловался. Когда приходил в увольнение, всегда старался помочь по дому, что было для меня трудно сделать, помыть окна, почистить печку. Успевал сделать что-то по дому, прежде чем бежать к друзьям.
В училище с ним учились и ребята из других городов: Москвы, Свердловска, из Казахстана. А он местный, поэтому они приходили к нам в гости, я старалась их повкусней накормить. Когда кто-либо из ребят лечился в госпитале, то Славик просил: "Мама, испеки пирожков, я проведаю товарища". Я к тому времени научилась печь и пироги, и пирожки. Двери нашего дома всегда были открыты для его друзей". (Из воспоминаний Веры Ивановны).
На первом курсе находился на обучении в Сальянах. Опытные инструкторы обучали новобранцев. Вячеслав и его однокурсники впервые подняли самолёты в небо Азербайджана.
Очень скучал по дому. Неожиданным подарком для родителей стали письма Славы, которые он научился писать, самостоятельно освоив шрифт Брайля. Писал, какой восторг вызывают полёты в небо, как нравится учиться. - "Делаем газету для красного уголка. Пришлите, пожалуйста, журналы, книги - здесь бедная библиотека, почти нечего читать",- сообщал он. В одном из писем такие слова: "Мама, окончу училище, заработаю деньги, сделаем тебе операцию, и ты у меня будешь видеть, родная". - Это была его заветная мечта.
К сожалению, ей не суждено было осуществиться, за два месяца до окончания училища он погиб.
Вячеслав Рассохин с одноклассником и однокурсником Вячеславом Румянцевым.
Рассохин Вячеслав Владимирович родился 17 июля 1968 года в городе Котельниче Кировской области, в семье учителей. По национальности русский. В 1970 году вместе с семьей переехал в г. Армавир Краснодарского края.
В 1975 году поступил в 1 класс 19-й школы, а с 5-го по 10-й класс учился в 11-ой школе. Вячеслав учился только на "4" и "5". В 1982 году вступил в ряды ВЛКСМ. С 1 по 8 класс занимался в бассейне плаванием, имел 2-й разряд по плаванию для взрослых.
Был членом совета дружины, затем членом комитета комсомола, имел поручения в спортивном секторе.
В 1985 году поступил в Армавирское Высшее Военное Авиационное училище летчиков. Был назначен командиром отделения. Был принят в члены КПСС в марте 1989 года. В июле 1989 года женился.
Жена: Рассохина Светлана Ивановна.
Отец: Рассохин Владимир Тимофеевич работает учителем математики в Армавирской школе-интернате слепых детей.
Мать: Прешкина Вера Ивановна работает председателем Армавирской территориальной первичной организации Всероссийского Общества слепых.
25 августа 1989 года при выполнении учебного полета Вячеслав Владимирович Рассохин погиб, не выполнив приказа руководителя полетов катапультироваться, ввиду того, что самолет находился над жилыми кварталами города.
Вячеслав Рассохин у знамени части.
"Славик познакомился со Светланой Безугленко. Наметились серьезные отношения. Первый раз привёл её к нам перед первым мая. Познакомились, попили чаю. Девушка нам понравилась. И вдруг он говорит ей: "А давай поможем маме, помоем окна". Я стала возражать, что девушка одета в красивое платье", - вспоминает Вера Ивановна. Но Светлана сказала: "Ничего, мы помоем". Быстро вдвоём управились и убежали гулять.
Все праздники они проводили с нами. И первого Мая вместе пошли на дачу к моей приятельнице. Ребята, его друзья, тоже были с девушками, относились к нам, взрослым, с большим уважением, не старались отделиться.
Парни жарили шашлыки, велись общие разговоры, и все очень весело провели время.
Девятого Мая Слава с друзьями-курсантами участвовал в параде на центральной площади Армавира. Мы со Светланой ждали, когда они пройдут маршем в торжественном строю, и встретились с ними возле кинотеатра "Пионер". Фотографировались. Шутили. Парни все были очень хорошие, весёлые. Гуляли вместе, нас не оставляли, не стеснялись. Такие внимательные.
15 июля 1989 года у Славика со Светланой состоялась свадьба. Были приглашены все однокурсники - друзья. Они приготовили много интересных поздравлений.
Весь июнь, июль, август шли напряжённые занятия, полёты были зачётные. Уже готовились к октябрьскому выпуску".
Со Славиком мы познакомились на встрече Нового 1989 года. Меня пригласили в компанию его одноклассников. Было очень весело. На улице лежали целые сугробы снега, что редкость для нашего города. Танцевали, выбегали смотреть фейерверк. С этого дня начались дружеские отношения, которые в июле завершились весёлой свадьбой. Так как Слава учился, то мы редко виделись, только по выходным, когда давали ему увольнение.
С ним было спокойно, надёжно. Был стремительным в своих поступках. Красивый, спортивный. Совершал взрослые поступки, не свойственные ребятам его лет. Был настырным, если чего захотел, обязательно добивался своей цели. Помню его заботливым, внимательным другом и супругом. Если надо было принять решение, инициативу брал на себя. Трепетно относился к своим родителям, и с моими родными был уважителен.
После свадьбы ждали распределения. Я уже уволилась с работы, чемоданы были собраны, оставалось получить диплом.
Мечтал вступить в отряд космонавтов. У него были большие планы в жизни, которым не суждено было осуществиться. Потеря для меня была очень тяжёлой. То, что связывало нас со Славой, не забудется никогда.
Наша семья поддерживает отношения с родителями Вячеслава. Я окончила Краснодарский университет МВД. Более 17 лет работаю. В настоящее время являюсь сотрудником правоохранительных органов в звании капитана.
"20 августа - это День авиации. В АВВАКУЛ был день открытых дверей. Славик позвонил вечером девятнадцатого, и мы с его женой Светланой пошли утром в училище. Там было очень много посетителей. Нас встретили его друзья и инструктор Владимир Замятин. Чувствовалось, что Славика там уважают. Инструктор проводил к самолёту, который был выставлен в виде экспоната для посетителей. Я поднялась в кабину МИГ -23. Прощупала своими руками все кнопочки.
- Сынок, сколько же тут приборов, рычажков, как же ты во всем этом разбираешься? Владимир Замятин пояснил, что Славик очень настойчивый в учёбе, упрямый, будет разбираться, пока не поймёт всё и не усвоит хорошо. Очень серьёзно относится к занятиям. Инструктор был им доволен. Это был тот самолёт, на котором он полетел двадцать пятого августа.
24 Августа на душе было неспокойно. Давила какая-то необъяснимая тревога. 25 августа, в 4 утра, курсантов и Славу повезли на взлетную полосу аэродрома. Для него было запланировано 4 полета в этот день. Первый полёт прошёл удачно. Хорошо взлетел, и всё шло нормально. Вовремя посадил самолёт.
Второй полёт. Взлёт и сам полёт шли нормально. Запланированное задание выполнил полностью, всё сделал правильно, даже раньше времени. И было ещё много горючего в баках. Попросил заход на второй круг, чтобы израсходовать горючее. Ему было приказано садиться. И дальше были 15 секунд..."
У каждого есть право на ошибку. Даже если цена этой ошибки - жизнь. Ведь главное не в том, сам он совершил эту ошибку или другие. А в том, что он ценой своей жизни спас сотни людей. А это может не каждый. Ещё можно было спасти свою жизнь, но он не катапультировался, когда поступил приказ. Увёл самолёт от улиц города.
Вера Ивановна Прешкина в музее училища. 2011год.
Каждый год в Армавирское военное авиаучилище летчиков приходят сотни юношей, мечтающих стать воздушными защитниками нашей Родины. Для вчерашних школьников наступает новый рубеж в жизни - овладение героической и мужественной профессией военного летчика-"перехватчика". Случается, что уже во время курсантских полетов в сложной воздушной обстановке приходится доказывать право на профессию, совершать героические поступки.
В одном из учебных полетов 25 августа с.г. курсант Вячеслав Рассохин совершил героический поступок, проявив мужество и отвагу. В сложной воздушной обстановке он был вынужден в считанные секунды принять самое главное решение: ценой собственной жизни спасти людей.
"В жизни всегда есть место подвигу" - эти замечательные горьковские слова с особой полнотой отражают нашу армейскую действительность. Они нашли свое яркое воплощение в самоотверженном поступке курсанта-выпускника Вячеслава Рассохина.
В этот день проходили обычные учебные полеты. Курсант В. Рассохин запросил разрешение на взлет. Стремительный разбег, и быстрокрылая машина уходит в небесную даль. От полета к полету шлифовал он свое умение управлять сложнейшей современной машиной. В его летной книжке были в основном отличные оценки. И вот этот последний полет.
После выполнения учебного упражнения самолет стремительно приближался к аэродрому. Путь к нему пролегал через один из многочисленных жилых районов окраины Армавира. Внезапно курсант почувствовал, что самолет становится неуправляемым.
А земля приближалась с неимоверной скоростью.
Внизу показались жилые дома и люди, застывшие в преддверии беды. Казалось, что беда неотвратима. Летчику в воздухе на принятие решения оставалось мгновение...
Уже осталось 100 метров до земли, а там родной город, люди.
На этой высоте почти невозможно развернуть вышедшую из-под контроля машину. В наушниках звучал настойчивый голос руководителя полетов:
"...Пятьдесят первый, катапультируйтесь!"
"...Пятьдесят первый, катапультируйтесь!"
Еще не поздно катапультироваться и раскрыть парашют. Это пока возможно. И никто его не осудит. Но до последней секунды курсант Вячеслав Рассохин крепко сжимал ручку управления, пытаясь удержать самолет в воздухе. Он видел внизу город, людей. И ради них он пожертвовал своей жизнью.
Молодой коммунист погиб. Ценой собственной жизни закончил он этот поединок с боевой машиной.
Принять правильное решение, последнее решение в своей жизни, когда у тебя за плечами всего двадцать один год - это зрелость, мужество, подвиг.
Вырос В. Рассохин в Армавире. Здесь закончил школу. Как и многие его сверстники, он с детства мечтал об авиации. Неоднократно бывал в музее истории и боевой славы Армавирского высшего военного училища летчиков. Восхищался подвигами его выпускников и, видимо, никогда не думал, что ему придется навечно встать с ними в одну шеренгу.
Вячеслав Рассохин прожил короткую жизнь. Немногословный, застенчивый, с доброй улыбкой, он готов был в любую минуту прийти на помощь своему товарищу. Как молодой коммунист, он был избран членом комитета ВЛКСМ подразделения.
Его любили друзья-курсанты, его уважали командиры. Его знали как человека, страстно влюбленного в профессию военного летчика. Буквально месяц назад всей эскадрильей справляли его свадьбу... И вот последний вылет. Воины-авиаторы училища никогда не забудут героический поступок Вячеслава Рассохина. Он остался навечно в нашем строю.
Н. Носов, подполковник
Остается добавить, что жители микрорайона, расположенного возле совхоза "Декоративные культуры", выразили свое искреннее соболезнование родителям и близким Вячеслава. И восхищение его подвигом. И благодарность... Курсанта хоронил весь город.
"Пятьдесят первый, катапультируйся!" Это был, наверное, первый приказ, который не выполнил курсант Армавирского авиационного училища Вячеслав Рассохин. Через шесть секунд после этого его МИГ упал буквально в нескольких метрах от домов четвёртой Лабинской улицы - городской окраины.
Я думаю, что найдутся люди, которые узнав суть дела, скажут: "Чего здесь было писать?". К сожалению, мы так привыкли к двум "чистым" цветам - черному и белому, что порой не признаем полутонов. Однозначность ситуаций и однозначность поступков проще и понятней. Но жизнь есть жизнь, и случающееся в ней чаще всего однозначных оценок не имеет. Но мы порой с упорством, достойным лучшего применения, "доводим" все до "требуемых" нами же кондиций. Если уж злодей, то это такой злодей, а если герой, так это такой герой! Вячеслав Рассохин не такой герой. Но герой. И труднее всего скептикам будет разубедить в этом жителей улицы, которые хотят, чтобы их спасенной улице было присвоено имя Рассохина...
Все шло нормально. МИГ курсанта Рассохина должен был уже идти на посадку. Наблюдающий, следящий за МИГом в двенадцатикратный бинокль, доложил руководителю полетов: "Шасси выпущено. Закрылки наблюдаю плохо". (Полеты проходили утром, и низкое еще солнце мешало наблюдать самолет). Дальнейшее укладывается в пятнадцать секунд. Когда стало ясно, что с самолетом творится что-то неладное, руководитель полётов скомандовал: "пятьдесят первый, на оборотах! На оборотах! Максимум!!! Пятьдесят первый, катапультируйся! Катапультируйся!!!" Все... На этом обрывается запись радиосвязи. МИГ упал на кладбище. Срезанные, как бритвой, кроны деревьев. Взрыв. Бесполезные уже пожарные... Комиссия, руководимая генерал-майором Хтеем, установила, что причиной катастрофы стала, по существу, ошибка курсанта, при посадке не были выпущены закрылки...
О чем же говорить в таком случае?
Николай Тюрин, житель дома N29 по четвёртой Лабинской улице:
- Я с соседом сидел на скамейке, и мы видели, как самолет заваливался вправо, прямо на наши хаты, потом выровнялся и стал заваливаться на левое крыло, и от домов отвернул. Страшно подумать, что произошло бы...
- Он такой подвиг совершил. На венок мы все ему деньги собрали и так и написали "От жителей третьей и четвёртой Лабинских улиц". Сосед мой на колени стал перед ним и на коленях просил о том, чтобы нашей улице дали его имя, - так сказала Мария Вартановна Григорян. (четвёртая Лабинская, 23)...
Сам виноват?
Руководитель полётов на огромный лист миллиметровки перенес все данные "черного ящика". Ось "икс" - время - 15 секунд, ось "y"- высота. По оси "игрек" - его команды. Почему не подчинился им курсант? У офицеров есть только одно убедительное объяснение: Рассохин знал, на что идет. Он сам армавирец, хорошо знающий свой город, видел, куда падает самолет (а на скамейке о чем-то говорил с соседом Тюрин Николай), и самолет он смог от города отвернуть...
Сам виноват? Да, была ошибка. Непонятная, маловероятная, нелепая - но кто застрахован от них? Он был уверен, что все идет нормально, все хорошо, он так и не понял что допустил эту ошибку - иначе, наверное, попытался бы ее исправить. Я могу только предположить, что было в тот момент у курсанта лишь удивление от того, что вдруг непонятно стала вести себя машина, и был страх от того, что падает она прямо на его город (высота сто метров, и еще можно покинуть самолет, тем более есть приказ). МИГ выравнивается и буквально ныряет влево, в сторону от домов. Он не знал, что ошибся, но что спас людей, я думаю, он в последний миг своей жизни понял. Разве это не подвиг?
Вообще, кто и когда придумал теорему подвига: "Если... то... Если Матросов совершил подвиг, то он не какой-то там хулиган. Но ведь он именно какой-то... Если признано, что наши войска в Афганистане - это ошибка, то герои Афгана, оказывается, просто оккупанты. Но ведь они герои...
Нет правил совершения подвига и нет теорем. Понимают это армавирцы Тюрин Николай и Мария Вартановна Григорян. По их мнению, Вячеслав Рассохин совершил по-настоящему геройский поступок. Убежден в этом командир части Геннадий Клементьевич Лукашук. "В любой ситуации, - считает командир, - нужно быть человеком, и необходимо чувство ответственности за жизнь людей. В соответствии с этим законом и поступил Вячеслав Рассохин".
Ошибся или техника подвела - я думаю, такой вопрос перед ним не стоял, для ответа оставалось слишком мало времени. Его едва хватило для ответа на другой - покинуть самолет, выполнив приказ командира, или до последнего пытаться отвести его от города ...
Осталась вдовою молодая жена Светлана - поженились месяц назад, в июле. Когда они поженились, Слава сказал матери: "Мама, это теперь твои глаза".
- У них удивительная семья, - говорит Анна Васильевна Калинина, учительница одиннадцатой школы, Славин классный руководитель. - Я не знаю ни одной другой семьи, где были бы такие доброжелательные отношения. Знаете, родители Славы слепые, он единственный сын.
Мама его рассказывала о том, как трудно было, когда Славик родился, зато подрос - главный помощник...
У них в доме абсолютный порядок был, иначе нельзя было - ведь если кто-то возьмет, скажем, ножницы и на непривычное место их положит, другой их просто не найдет. Когда мы с классом в поход собирались, я спросила у ребят, кто из их родителей пойти с нами сможет (мне как-то страшновато было одной вести целый класс). Слава встал и сказал: "Мой папа пойдет". И его отец с нами тогда пошел.
В походах он всегда помогал уставшим. Взваливал их рюкзаки на себя...
Ребята его любили. Все к нему домой приходили. Мама узнавала их по голосам...
Однажды спросила у ребят, где Славик. "С мамой в кино пошел" Как? "Она понимает, и Славик ей рассказывает"...
Я их водила в училище на экскурсию, тогда они первый раз посидели в кабине самолета. Слава решил поступать в училище. Но что-то у него со здоровьем было не в порядке. Давление. Мой муж, он военрук школы, раньше работал в училище, ему сказал: "Надо учиться своим организмом управлять". А Славик совсем уж было чуть не начал думать, куда ему еще можно пойти...
У меня есть маленький сын Андрей, три года ему, он когда слышал самолет, говорил: "Это дядя Слава полетел?..".
Трогательные кусочки воспоминаний. Слезы.
Школьный друг Миша Тряпицын вспомнил, как однажды у Славика на тренировке (он занимался плаванием) в раздевалке украли проездной. И он пешком домой шел... Миша работает в ателье "Полет". В этом ателье пошил бы себе лейтенантскую форму Слава. Мама, наверное, "просмотрела" бы ее руками, сказала бы, что очень она ему идет... (Когда курсанты принимали присягу, родители смотрели на сыновей с гордостью, а мама Славика - Вера Ивановна - к сыну подошла, руки подняла и тоже на сына "посмотрела").
Погиб сын. Что останется матери? Соболезнующие письма, которые она никогда не прочтет. Фотографии сына, которые она не увидит, пленка с записью последнего полета ее сына. И вопросы, кто же виноват? Сам сын? Но почему он не выпрыгнул? Рядом был город. А почему рядом город? Ради чьего удобства рядом с городами строились аэродромы, и чем руководствуются наши многомудрые архитекторы, придвигая в своих планах жилые дома, дачи чуть ли не к самой взлетной полосе? Но ведь перенести полосу дальше стоит таких денег. А более совершенная оптика, чем довольно-таки примитивный бинокль для наблюдателя стоит так же дорого?..
Разве просто ответить на эти вопросы? Жизнь сложна, и не всегда есть однозначные ответы даже на самые простые вопросы. Впрочем, мы уже говорили об этом в начале.
А. Мельников
Авиационное училище готовилось к выпуску. Шли обычные полёты. И вдруг стремительная машина начала резко снижаться
"Пятьдесят первый катапультируйся" - зазвенел в наушниках приказ руководителя полётов. "катапультируйся пятьдесят первый!" А внизу знакомые с детства улицы густонаселённой армавирской окраины: первая Лабинская, вторая, четвёртая. Руки намертво вцепились в ручку управления падающего истребителя-перехватчика. Хотя высота позволяла катапультироваться, он понял, что до аэродрома не дотянет, но до старого кладбища, заросшего кустами сирени и жасмина - дотянул.
Именно там планирующий миг врезался в землю. Раздался оглушительный взрыв. Сейчас специалисты разбираются в причинах отказа учебной машины. Но жители спасённого микрорайона, очевидцы последнего полёта курсанта Вячеслава Рассохина, вывод сделали однозначный - это Подвиг! Это полёт в бессмертие выпускника Высшего военного училища лётчиков.
Через месяц он стал бы лейтенантом, но навечно остался курсантом. Месяц назад Вячеслав женился. В Армавире вырос, здесь живут его родители, здесь он стал коммунистом. Поэтому не мог Вячеслав Рассохин выполнить приказ командира, а когда появилась такая возможность, время ушло в вечность. Был ему 21 год.
Людмила Кулинка
(Из передачи Армавирского радио)
Инициативная группа инвалидов по зрению сочинила песню, посвященную памяти курсанта-выпускника Армавирского высшего военного училища летчиков Вячеслава Рассохина, погибшего при выполнении учебного полета в августе 1989 года.
Слова песни "Последний полет" написал Иван Ципцюра - председатель сочинского общества инвалидов, музыку - Николай Белик и Иван Ноздрачев. Эту песню, прозвучавшую на краевом литературно-музыкальном конкурсе работников ВОС, одобрило жюри.
Высокую оценку дали и родители курсанта В. Рассохина, присутствовавшие на конкурсе, - Вера Ивановна и Владимир Тимофеевич. Кстати, оба они являются активными членами краевого совета незрячих работников интеллектуального труда.
В музее Армавирского высшего военного училища лётчиков есть стенд, посвященный подвигу В. Рассохина. Жители улицы Четвертой Лабинской выступили с ходатайством о переименовании этой улицы в улицу имени Вячеслава Рассохина.
А. Антонов
Члены совета Школьной Республики "Прометей" вышли с предложением к администрации школы об увековечивании памяти В.В. Рассохина. Инициатива ребят была поддержана коллективом учащихся и педагогами.
А.М. Гатиева, в то время директор школы, поднимает вопрос в городской Думе о присвоении школе им. Рассохина.
А.М. Абелян, вступив в должность директора, продолжает благородное дело. Она обращается к В.Н. Павлюченкову с письмом, готовит документы.
27 февраля 2009 года, на заседании Армавирской городской Думы, по ходатайству членов Школьной Республики "Прометей", было принято решение о присвоении Школе N11 имени её выпускника Рассохина Вячеслава Владимировича. Этому событию предшествовала кропотливая работа ребят по сбору материалов о жизни и подвиге героя.
Следующим этапом работы стало обращение к главе города Хатуову Д.Х. об оказании помощи в изготовлении мемориальной доски на здании школы.
При содействии председателя городской Думы Павлюченкова В.Н. коллектива литейщиков завода "Точмашприбор" во главе с генеральным директором Буненко Ю.Н., генерального директора завода тяжёлого машиностроения Лучкова О.А., сотрудников Пелипенко А.П., Новикова В.И.Тарасова В.Е., руководителя торгового дома "Салон лестниц" Чарахчан А.Г., мемориальная доска была изготовлена.
7 мая 2009 года во дворе школы состоялся митинг, посвящённый её открытию. На торжественном мероприятии присутствовали Вера Ивановна и Владимир Тимофеевич - родители Вячеслава, заместитель главы города Гатиева А.М., председатель городской Думы Павлюченков В.Н., настоятель Свято-Никольского Храма отец Геннадий, начальник 4го отделения военкомата Омаров С.С., классный руководитель Вячеслава - Калинина А.В., его однокурсники Доронин В. и Макаренко А., курсанты Армавирского училища авиационного центра во главе с начальником Семянив Ю.В.
Учащиеся 5 "А" класса (кл. руководитель Пашкова Т.В.), ставшие победителями конкурса "Лучший класс года" по итогам 2007-2008 учебного года, удостоены права быть шефами над памятником на месте гибели Вячеслава Рассохина. Ребята поддерживают тесную связь с родителями Вячеслава.
Проделанная работа позволяет надеяться на то, что школа будет с честью и гордостью нести имя Вячеслава Рассохина.
Наша школа единственная в городе названа именем ученика. Вячеслав Рассохин по-настоящему совершил героический поступок, ценой своей жизни спас сотни жизней горожан с улицы Лабинской. Самое важное - сделали благородное дело - поддерживаем семью В. Рассохина, родителей, потерявших единственного сына.
7 "А" класс, (классный руководитель Т.В. Пашкова), шефствует над семьей. Из года в год подтверждает звание "Лучший класс". Они победители городских конкурсов "Класс 2010, 2011" и победители городского этапа краевого конкурса агитбригад по пропаганде "Детского закона". Все свои достижения они посвящают памяти Вячеслава Рассохина.
Родители Вячеслава - участники всех наших мероприятий. Мы приглашаем их на празднование "Дня Учителя", "8 Марта", "Дня защитника Отечества". Детям очень важно это общение. Они всегда с большим вниманием и интересом слушают их рассказы и наставления.
В школьном музее есть уголок, в котором все ученики с первого класса знакомятся с историей жизни и подвигом В. Рассохина. Дети не на словах, а на жизненном примере такого же ученика, как они, - познают жизнь.
По новым Государственным стандартам воспитательное направление через проект "Рассохин" приобретает более высокий статус.
Объявлен конкурс на название номинации имени Рассохина, для награждения ученика, который в течение года совершит благородный поступок.
Я подготавливаю документы о представлении В.В. Рассохина к правительственной награде и буду ходатайствовать в Городской Думе о его награждении - посмертно.
В.Т. Рассохин с учащимися 7 "А" класса
Более 20 лет прошло с их последней встречи, а Алла Михайловна, учитель русского языка и литературы, с удовольствием вспоминает одного из лучших своих учеников в школе N11.
"Лучшего не потому, что идеально учился. Были в Вячеславе Рассохине, в его характере спокойствие, уверенность в своих силах, доброжелательность. Такой рано повзрослевший, самостоятельный ребенок. В школе ходил наглаженный, аккуратно одетый.
С ним было легко работать, он всегда откликался на все просьбы, ни одно мероприятие в классе, или школе не обходилось без его участия. Жил полной жизнью пионера, а затем и комсомольца. Много читал.
Очень вдумчиво писал сочинения. Умело использовал интересные выдержки из прочитанных книг. Помню, в 7 классе писали о родителях. Конечно, самым лучшим и теплым было сочинение Славы. Я читала его перед всем классом, дети сидели очень тихо, внимательно слушали, затаив дыхание.
А как он любил читать наизусть стихи Маяковского! Умел вдохновить своим чтением. Поэзия Владимира Владимировича тяжеловата для восприятия детей, и не всем нравится его слог. Но, дети, слушая стихи поэта в исполнении Славы, тоже начинали читать их выразительно и учить наизусть. С успехом сдавали зачеты.
В классе Славик был примером, лидером, но не завоевывал авторитет, а притягивал к себе товарищей. Отличался культурой, интеллигентностью, умел повести за собой других.
Так получилось, что я принимала вступительные экзамены в летном училище по русскому языку. Вячеслав сдал мой предмет на "отлично". Радовался, когда сдал тоже на "отлично" физику, видно, тяжеловат был для него этот предмет. Прямо сиял весь. Вскоре встретились с ним на рынке, тут же забрал у меня сумку с арбузом, проводил домой. По дороге рассказывал, как очень рад тому, что вместе с ним в училище будут учиться и два его одноклассника. В моей памяти о Славе сохранились самые теплые воспоминания. Жаль, что такие парни уходят первыми".
Встречаешься с одноклассниками, учителями, друзьями - вроде бы обычный человек, такой как все. Но было в нем что-то такое, это даже не выразить словами. Такой, как все, но немного - всего на полслова, на полшага, на одну ступеньку выше, чем другие. И эти полшага - в бессмертие.
Сколько лет прошло после школы, а одноклассники до сих пор дружат, встречаются, помогают друг другу.
Андрей Гоманов: "В школе мы вместе занимались спортом. Я учился со Славиком в девятом и десятом классе, когда соединили два класса "А" и "Б" в один. Играли в футбол, а девчонки за нас болели. Славик был настоящим парнем, на него можно было положиться. При нём стеснялись выругаться, рассказать что-нибудь плохое. Как будто рядом с нами был взрослый человек, а не наш одногодка. Если что-то затевали хорошее, Слава всегда был с нами. Если что-то творили по молодости и глупости, то Славик старался отговорить нас и стоял на своем. У него всегда было свое мнение, и с этим мнением приходилось считаться, потому что видели, что он прав. Большим авторитетом для него был отец, он много сил и знаний вложил в своего сына. Если судить Славика по поступкам, то из него вышел бы прекрасный семьянин.
В 1989 году повзрослевшие ребята очень весело встречали Новый Год. Была большая компания. Друзья, одноклассники и приглашенные девчонки, с которыми мы встречались. Мечтали, кто как будет жить, рассказывали, кто чего достиг за это время. Праздновал с нами и Рассохин. Следующий раз собрались уже без него. Жаль. Парень был что надо"!
Гвардии майор запаса Владимир Самородов: "Из класса в АВВАКУЛ мы поступили трое: я, Румянцев Слава и Рассохин. Но мы были в разных эскадрильях, летать учились на разных аэродромах. Мы летали уже с первого курса, и к концу обучения в училище налет составлял 350 часов.
Слава был человеком, имеющим свое "Я". Всегда трезво оценивал обстановку. Мог постоять за себя. Был самостоятельным. Помню, как он сам себе шил фартук для сбора лепестков роз, как собирал их, выполняя по полторы нормы. Все любили отрабатывать практику в поселке Розовом Лабинского района, старались попасть туда каждый год. А брали только лучших, вот мы и старались весь учебный год, чтобы поехать на уборку роз.
Мы уважали его за то, что он так бережно относился к родителям. Никогда не стеснялся их. Приходили с ребятами к нему домой заниматься. В их доме было много всяких словарей, энциклопедий. И это помогало нам в учебе. Из училища приходили в увольнение, а мама, Вера Ивановна, всегда старалась угостить чем-то вкусным. Семья их очень гостеприимная и дружная. Двери дома всегда были открыты для нас".
Вячеслав Рассохин всегда был активным. Мы принимали участие в олимпиаде по физике. Я решила две задачи и разрешила другим списать. А он не давал списывать из принципа. Но это вызывало уважение, так как воспринималось нами как проявление стойкости духа и характера. Тогда Славик решил пять задач и занял первое место.
Вместе занимались спортом, были стайерами. Бегали на длинные дистанции и принимали участие в пятиборье. Перед выходом на старт Славик долго делал специальные упражнения, разогревался. Он показал и мне, как правильно дышать. Учил: "Чем реже дышит человек, тем дольше живет, подобно черепахе, которая живет 300 лет". Распределяя силы во время забега, мы с ним легко обходили соперников, и в результате занимали призовые места.
В девятом классе на Новый Год участвовали в мини-спектакле, представляли с ним "Планету Лис". Так как были оба рыжеволосые, то и особых переодеваний не делали. Я пришила лисий хвост к юбке, распустила волосы, и костюм был готов. Мы репетировали танго, сначала плохо получалось. Мешали стеснение и скромность. Но Славик был из тех, кто плохо не умел делать, или хорошо или никак. Вспомнились давние навыки танцора, (он занимался танцами в начальных классах), и за два дня танец был поставлен. Это было зажигательное танго! Славик танцевал на профессиональном уровне. Были правильно поставлены руки, ноги, спина. Из нас получилась красивая пара. Зрители долго аплодировали, это был триумф!
Он не просто жил, а горел. Как будто за один день проживал десять. Между соревнованиями перелистывал любимый томик Есенина, когда другие просто отдыхали. Читал книги не по возрасту, не по программе. Всегда его интересы опережали интересы одноклассников на два-три года вперёд.
Несколько мальчиков из нашего класса поступили в военные училища. Иногда приходил Славик с Володей Самородовым. Им очень нравилось учиться в АВВАКУЛе. Оба, перебивая и дополняя друг друга, с восхищением рассказывали о впечатлениях от первых полётов. "Залетишь в облачко, разобьёшь его крылом и видишь, как оно распадается на две части". Они видели в этом что - то божественное. Это было приближение к Богу. "За один такой полёт - можно умереть", - это были его слова.
В то время произведения Булгакова были запрещены, и молодёжь тайно читала его книги. Славик как-то вечером пришёл ко мне с томиком "Мастер и Маргарита". Я пригласила его в квартиру, но он не вошёл. Был чутким и принципиальным. "Давай, почитаем в подъезде. Не хочу тебя компрометировать", - был его ответ. И мы до пяти утра по очереди читали вслух. Он был восхищён этим произведением.
25 августа 1989года я была на даче. Когда услышала взрыв, не придала особого значения. Но на другой день было очень тяжело на душе. Сама не знаю почему, на работу оделась во всё чёрное, даже заколку в волосы приколола чёрную. Когда на проходную меня вызвали одноклассники, не они, а я им сказала: "Рассохин погиб?!" - "Да", - был молчаливый ответ. Было очень тяжело сознавать, что его больше нет с нами. Слава был человек не своего времени. Бог любит окружать себя хорошими людьми. Так говорят о Вячеславе Рассохине. Таким мы его помним.
Со Славой мы дружили. Занимались лёгкой атлетикой,ездили на соревнования. Наш школьный военрук, Анатолий Андрианович Калинин, сам летчик, так рассказывал о жизни лётчиков, о полётах, что и я хотел поступать со всеми мальчишками в лётное училище. В 16 лет были такие мысли, и физические данные позволяли. Потом очень серьезно готовился в медицинский институт. Учёба в школе N11 давала высокий уровень знаний. Спасибо нашим учителям!
Но судьба сложилась так, что летом, после экзаменов, пошёл поработать в ателье, учеником портного. Я был намного моложе опытных мастеров, а работал с ними на одном уровне. У меня всё очень хорошо получалось. Появился интерес к этой профессии.
Потом два года армии. Я служил в пограничных войсках, в Новороссийском погранотряде. Как-то сообщают: "К тебе приехал брат!" - Какой брат? - Брата у меня не было. Вышел на КПП, оказывается это друг, Вячеслав Рассохин, приехал меня навестить. Посторонних на заставу не пускали, вот он и назвался моим родственником. Меня отпустили в увольнение. Гуляли с ним по городу, посидели в кафе, вспоминая годы юности.
После армии я поехал в Москву. Пройдя стажировку в Главном управлении торговли Министерства обороны ССР, вернулся в качестве закройщика верхней военной одежды. Работал в ателье "Полёт".
День, когда погиб Слава, был пятница. Я хорошо это запомнил, так как на следующий день, в субботу, он должен был зайти ко мне в ателье на примерку. Мы шили для его выпуска форму лейтенантов. Он так и не надел её. До завершения обучения оставалось всего два месяца.
Гибель друга была для меня шоком. Помню дорогу, усыпанную цветами, множество народа провожало Славу в последний путь. С трудом осознавалось, что его уже нет с нами. После похорон, в дни памяти, встречались с одноклассниками у могилы, ходили на место падения самолёта. Там теперь установлена стела. Даже по прошествии стольких лет тяжело вспоминать это.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФС "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР":
1. Считать решение Армавирского горисполкома от 28 ноября 1990 года N592 "о переименовании улицы четвёртой Лабинской в улицу имени Вячеслава Рассохина" вступившим в силу со дня принятия решения.
2. Обязать генерального директора производственно-эксплуатационного объединения жилищно-коммунального хозяйства города Воронина В.Ф. и начальника бюро технической инвентаризации Ляшинскую Л.П. произвести все мероприятия, связанные с переименованием улицы, к 25 августа 1993 года.
Глава администрации города Армавира Г.К. Троицкий
Распоряжением главы администрации города Армавира ул. четвёртая Лабинская переименована в улицу им. Рассохина.
Это решение назвать улицу именем бывшего курсанта выпускного курса АВВАКУЛа Вячеслава Рассохина, проявившего мужество и находчивость во время учебного полета, не дав самолету упасть на город, хотя это стоило ему жизни, - волеизъявление и единодушие всех горожан.
Его подвиг и шаг в бессмертие - пример для подражания многим ныне живущим молодым людям.
А. ОЛЬМЕЗОВ
Весенний майский день. Вместе с Верой Ивановной и Владимиром Тимофеевичем идём к месту падения самолёта.
Скромный памятник лётчику. Крыло самолёта, которое не донесло его до аэродрома всего 1000 метров. Памятная доска. Портрет Вячеслава. Цветут яблони, благоухают заросли сирени. А на месте падения три года даже трава не росла.
Н.Н.Скрипкин в 1989 году был секретарём горкома партии. Он помог обустроить территорию возле стелы. Насыпали щебёнку, уложили плитку.
Знакомлюсь с жительницей улицы имени Рассохина, дом 25. Приветливая женщина встречает Рассохиных как родных.
Рассказывает Шелкова Варвара Вартановна: "Был обычный августовский день. Рано встала, управлялась во дворе. Живём рядом с аэродромом, поэтому привыкли к полётам. Я услышала приближающийся гул самолёта и стала следить за ним взглядом. Ещё удивилась, какие-то странные упражнения выполняет пилот. То вправо нырнула машина, то резко влево, а когда он упал за домами и раздался взрыв, я прибежала первой на место падения. Была огромная воронка от взрыва. Так жалко было парня, такой молоденький, красивый, темноволосый. Прошёл 21год, а всё это до сих пор забыть не могу. Приехали военные с аэродрома, пожарные, но спасать было уже некого. Только позже, разговаривая с соседями, осознали, что в этот день мы все родились во второй раз. После похорон познакомилась с родителями курсанта и до сих пор мы дружим. Они очень хорошие люди. Больше 20 лет мы с мужем ухаживали за этим местом. Разбили клумбы, посадили цветы. Муж сделал столик, скамеечки. Всё как положено. Муж мой умер, я стала стареть, поэтому сейчас за местом возле памятника ухаживает Башмаченкова Валентина Павловна. Тоже соседка, живёт в доме N8 по нашей улице. 21 год прошёл. Мы живём, занимаемся своими делами, благодаря подвигу этого мальчика".
Вера Ивановна и Владимир Тимофеевич Рассохины благодарны администрации города, училищу, школе N11, жителям ул. Рассохина (бывшая четвёртая Лабинская), за помощь и внимание. За то, что имя их сына не забыто.
В.В.Шелкова у памятника В.Рассохину.
Во все времена есть сорт таких людей, которым небезразлично, не то, что о них думают, а то, что они думают о себе. Их совесть - их критерий. Это люди не равнодушные. Один из них Бродников Дмитрий Евгеньевич, директор ООО рекламного агенства "Дизайн Лаборатория". Под его руководством осенью 2008 года был изготовлен и безвозмездно передан школе стенд, посвященный подвигу В.В.Рассохина.
Вдохновлённый подвигом двадцатилетнего парня, Дмитрий Евгеньевич впервые написал стихи:
Особая благодарность Дмитрию Евгеньевичу Бродникову от автора за предоставление обложки для этой книги.
Вера Ивановна и Владимир Тимофеевич - добрые, умные, чистые душой люди. Как сохранить душу, не озлобиться? Ведь для них потеря сына - это тяжелейшая утрата. Их надежда, их единственная опора в старости - и теперь её нет. Ему был 21год - прошёл ещё 21год со дня гибели. Милые. Язык не поворачивается назвать их стариками. Они бодры и энергичны занимаются общественной работой, активно участвуют в жизни города. "Стойкие оловянные солдатики". Эти люди не сломались, не ожесточились. Так же приветливы и добросердечны. Дарят нерастраченное тепло своих сердец другим детям. То, как они воспитали сына, должно стать примером для многих.
Велико горе родителей, незаживающая рана на сердце. Но им приятно осознавать, что имя сына не забыто, что подвиг его не забывается.
Неужели Богу надо отнять здоровье, зрение, чтобы мы оставались Людьми? Чтобы задумались, что хорошо, что плохо и приняли хорошее всей душой и следовали ему без оглядки?
Рассохины - очень добрые, доверчивые, открытые. В наш сумбурный век инновационных технологий, - такие свойства души отброшены на второй план. Новое поколение более прагматичное, более грубое. Сколько вокруг ханжества и чванства, сколько всяких соблазнов! Очень трудно устоять, не стать такими, как все.
Часто слышим от молодёжи: "А, все ругаются, а я что, не такой?" "Все курят, - почему я должен выделяться"? "Я бы понес сумку старушке, но стесняюсь, что скажут ребята". Зачем нужно слушать, кто что скажет? Нужно идти прямой дорогой, не петляя. Не находить оправдание своим поступкам: "Так делают все".
Нет. НЕ ВСЕ. Часто именно единицы ведут себя правильно, именно они задают тон нашей жизни. Таким был Вячеслав, он ни на кого никогда не оглядывался.
Тепло души - всегда будет ценнее, чем все сокровища мира. Доброта чистых душ спасёт мир.
Низкий поклон Вам, Родители с большой буквы, за то, что так воспитали своего сына. Место подвигу найдётся и в мирное время.
Молодое поколение! Равняйтесь на героев, живите, так чтобы быть достойными их памяти!
Вы перевернули последнюю страницу этой книги. Что даст Вам это повествование, какие струны вашей души она затронула, не мне судить. На правах автора, хочу выразить огромную благодарность судьбе, за то, что свела меня с такими интересными людьми, как родители Вячеслава.
Благодарю директоров школы N11, А.М. Абелян, В.Д.Малашкина. Учителей А.М.Георгиеву, С.А.Таранову, И.П.Мезинцеву, О.С.Лезину за помощь в составлении книги. А.В.Калинину за предоставление собранного материала о В.Рассохине. Однокласников Вячеслава.
Особая благодарность председателю Совета ветеранов Н.Н.Скрипкину за нужный совет. Председателю городской Думы, доктору филологических наук, профессору В.Т.Сосновскому за внимание к моему очерку и огромную помощь в его издании.
Большое всем спасибо. Если бы не все Вы, этой книги просто бы не было!
Издание настоящего очерка стало возможным, благодаря помощи Владимира Тимофеевича Сосновского - председателя Армавирской городской Думы. Доктора филологических наук, профессора академии МАНПО и АМАН. Заслуженного работника высшей школы РФ и других спонсоров.
С искренней благодарностью - автор С.Денисова.
Рука дающего пусть не скудеет,
И пусть в делах и людях вам везет!
За это
Боги вам воздать сумеют -
Того отметят, кто другим даёт!
(Р. Зайцева)
Светлана Денисова родилась в семье рабочих. Родители работали на Армавирском Электротехническом заводе. Сюда в 17-летнем возрасте юную дочь привела мама в свой цех, где она работает по сей день. Теперь производственный стаж их династии составляет более 120 лет.
Светлана - новичок в ЛТО "Слово". В школьные годы занималась в кружке юнкоров, во Дворце пионеров у Розы Анатольевны Шамес. Печатала свои первые заметки в "Звездолёте романтиков" в газете "Советский Армавир".
Сейчас её статьи печатаются в газетах города. Пишет рассказы. Пробует писать стихи. Участвовала в самодеятельности, увлекается фотографией, а нашла своё призвание в художественной прозе.
Эта книга - первая в её жизни. Думаю, что она принесёт Светлане Денисовой признание читателя.
Екатерина Шмигидина, председатель ЛТО "Слово"
25 августа 2014 года в день 25- летия со дня гибели Вячеслава Рассохина был торжественно открыт новый памятник на месте падения самолета. Родители В.И. Прешкина и В.Т. Рассохин, учащиеся школы N11 им. Рассохина, жители ул. Рассохина, гости, друзья возложили цветы к монументу Армавирца.
Рассвет тихого утра взрывается ревом взлетающих в небо истребителей нового поколения. На аэродроме Армавира как и 25 лет назад идут учебные полеты. Таким же утром 25 августа 1989года курсант АВВАКУЛ Вячеслав Рассохин сел за штурвал своего МИГа. Но обычный зачетный полет увел его в бессмертие.
- "51 - Катапультируйся" - был приказ с земли, но под крыльями самолета просыпающийся мирный город. Вздрогнуло от взрыва кладбище, куда посадил свою не слушающуюся машину Вячеслав.
17 августа его друзья по училищу А.Брезинский, А.Левин, В.Волочков, Ю.Круг приехали из разных городов России отметить день Воздушного флота и 25- летие выпуска. Пришли проведать старичков - родителей Славика. Получив звания подполковников, полковников, отслужили Родине, уходят на пенсию, а он так и не став лейтенантом ушел в бессмертие.
Есть в городе улица им. Рассохина. Жива Варвара Вартановна Шелкова, которая первая прибежала к месту падения самолета. Она и ее муж, долгие годы ухаживали за памятником летчику. Не все живы соседи - свидетели трагических минут. Теперь за памятником ухаживает семья Башмаченковой В.П. Ребята с ул. Рассохина, родившиеся за это время, благодаря его подвигу, отслужили в армии, создали семьи.
Школа N11 им. В.Рассохина с достоинством встретила трагический юбилей своего выпускника. В память о нем на территории школы посажены кедры присланные из Кызыла другом Вячеслава - Валентином Довгенко. Дети с любовью ухаживают за пушистыми саженцами. 1 сентября традиционно первоклассникам и учащимся школы будет рассказана его короткая, но запоминающаяся биография.
В библиотеках города можно взять книгу - очерк "Огромное небо" Армавира" С.Денисовой. Благодаря заботе Н.И. Заиченко, зав. библиотекой им. Чехова ВОС, сделаны ее копии для слепых методом Брайля, для слабовидящих крупным шрифтом и диск для тех, кто может только слушать.
С душой отнесся к просьбе родителей Рассохиных В.В. Лабеев, благодаря его участию, построен новый памятник на месте падения самолета. На постаменте крылья, которые он так любил, которые уносили его в родное небо.
Совместная работа и жизнь родителей
Анна Васильевна Калинина, классный руководитель
Из воспоминаний классного руководителя Анны Васильевны Калининой
Песни друзей посвящённые Вячеславу Рассохину
Биография Вячеслава Владимировича Рассохина
Посвящается Рассохину Вячеславу
"С теми, кто летает, всякое бывает..."
Присвоение школе N11 имени В. В. Рассохина
Абелян Арменуи Мартиновна - директор школы N11 им. В.В. Рассохина.
Алла Михайловна Георгиева - воспоминания.
Распоряжение Главы Администрации
Стенд, посвящённый Вячеславу Рассохину
Приложение. Четверть века спустя