Позволю себе поделиться почерпнутым во время обучения в Волоколамске помноженным на собственный почти сорокалетний опыт хождения с тростью. Понятное дело, все советы следует принимать критически.
Во-первых: не бойтесь мелких травм, старайтесь не обращать на них внимания (ну, потом дома чем-нибудь помажете).
Далее: трость должна быть прочной - это главное; желательно, легкой. В отличие от опорной трости, наконечник которой не должен скользить, у наших тростей коэффициент трения чем меньше, тем лучше; иногда вместо наконечника ставят колесико или крутящийся шарик, но трудно добиться, чтобы он не отвалился и не перестал крутиться, забившись грязью. Наконечники быстро стираются, их приходится менять, или трость становится всё короче и короче. Поскольку мы держим трость не в кулаке, а двумя-тремя пальцами, ее легко может случайно выбить из рук бегущий навстречу прохожий; можно и самопроизвольно ее выронить; поэтому обязательно должна быть петля из прочной веревки, надеваемая на руку (как у лыжной палки, но, желательно, подлиннее). Загнутая крюком ручка трости предохраняет руку от мелких травм, когда случайно задеваешь рукой какой-нибудь выступ (правда, у меня таких тростей никогда не было). Ручка должна быть из такого материала, чтобы рука зимой не слишком мерзла.
Чем длиннее трость - тем безопаснее (если трость коротка, то заметив яму под ногами, вы можете просто не успеть остановиться). Лет десять назад была у меня трость, купленная в Берлине, длину которой можно было изменить за секунду; это очень удобно, потому что в толпе длинная трость опасна для окружающих.
Как я держу трость? Обычно она лежит на согнутом среднем пальце и, отчасти, на вытянутом указательном (продолжением которого как бы является), а сверху придерживается большим пальцем. Держать крепко нельзя, т.к. это уменьшит подвижность трости, а ведь она должна успевать ощупывать дорогу, а часто и следить за ориентирами. Ни шагу по неощупанной земле!
Желательно уметь держать трость одинаково хорошо и правой, и левой рукой. (Я очень благодарен слепой девушке, посмеявшейся надо мной, что я умею управлять тростью только правой рукой; я стал после этого тренировать и левую руку; а когда сломал правую будучи один в горах, то не знаю, как бы выбрался оттуда, если бы не эти хоть и немногочисленные тренировки.)
Главное: как правило нужно пользоваться маятникообразным методом хождения с тростью: когда вы делаете шаг правой ногой, трость ощупывает дорогу впереди-слева, а когда шагаете левой - впереди-справа. Трость при этом либо скользит по земле (это лучше, но не всегда получается), либо вы ею машете только дотрагиваясь до земли в дальних точках - на каждый шаг (как описано выше). Когда дорога очень хорошая, я иногда позволяю себе махать тростью вдвое медленнее: под шаг правой ногой машу влево и щупаю там, а потом щупаю справа только под следующий шаг правой ногой - это если трость достаточно длинная.
Второй способ: вы ведете тростью по стене дома, по бордюру тротуара или по краю тропы. Этот способ намного хуже, т.к. идя вдоль стены, рискуешь удариться головой о какой-нибудь ее выступ, или (что менее неприятно) налететь на урну и т.п., или свалиться в яму, в которую выходит окно подвала. Лучше идти посередине. Но часто приходится все-таки прибегать к этому способу. Тогда должно соблюдаться железное правило: если стена или бордюр, по которому вы ведете палкой, находится слева, палка должна быть в правой руке, если справа - то в левой. Тогда есть шанс, что вы не налетите на препятствие, неожиданно оказавшееся перед вами. Если дорога хорошая и применять вышеописанный маятникообразный метод лень, то можно и идя по середине дороги, применять диагональный метод: палка в правой руке, а конец ее ощупывает дорогу слева, или палка в левой руке ощупывает дорогу справа.
Опасна следующая ситуация: вы идете, замечаете какое-то препятствие и делаете шаг в сторону, чтобы его обойти; но в стороне может оказаться яма или что-нибудь еще неприятное. Как бы вы ни торопились, прежде чем делать шаг в сторону, быстро ткните туда палкой. Другая характерная опасность: вы переходите дорогу, всё внимание - на несущиеся на вас автомобили; благополучно перешли - и не заметили яму или заборчик, или дорожный знак на уровне головы, или что-нибудь еще, поджидающее вас на краю дороги. Дойдя до края дороги нельзя полностью расслабляться и радоваться, что на этот раз вас не переехали, а надо быстро переключить внимание на возможные неровности.
Почему-то считается, что для слепых представляют трудность ступеньки. Это, возможно, так для слепых, не пользующихся тростью или пользующихся слишком короткой. А по-моему, было бы замечательно, если бы вся дорога состояла только из лестниц: во-первых, по лестницам не ездят машины; во-вторых, лестница - прекрасный ориентир (бывало множество раз: иду по Кисловодску и думаю "А где я нахожусь?" (спрашивать прохожих - дело хлопотное, да и не знают обычно кисловодчане названий улиц), и вдруг - лестница знакомая - и я сразу точно понимаю, где я и куда иду). И третье достоинство лестницы: абсолютно понятно,куда идти: надо идти перпендикулярно ступенькам. Так что, если лестница в надежном месте (скажем, в метро или в вашем доме, или вы тут проходили час назад), и нет опасности, что некоторые ступеньки разбиты или на них кто-то спит, то можно на ходу расслабиться и отдохнуть от напряженного ощупывания дороги, посмотреть на часы, высморкаться и т.п..
Но помните: если по бокам лестница не ограничена стенами или перилами, то можно с нее свалиться, незаметно приблизившись к краю. Главная опасность на лестницах: полозья для колясок или не отгороженный от ступенек пандус.
Трость - прекрасная вещь; но если дорога плохая, то не полагайтесь только на трость: не переносите тяжесть на ногу, сделавшую шаг, пока эта нога не ощупает место, на которое наступает (конечно, это ощупывание должно продолжаться долю секунды, желательно, малую долю). На самом деле можно и вообще ходить без трости, ощупывая дорогу ногами; но с тростью, конечно, получается быстрее, да и обзор пошире (особенно, если она длинная), так что можно замечать не только колдобины и другие мелкие препятствия под ногами, но и ориентиры, мимо которых идешь.
По-моему, главная подстерегающая нас опасность - случайно выйти на проезжую часть; хорошо, когда тротуар отделен от нее высоким поребриком, но неизбежно попадаются съезды, где поребрика нет (и в последнее время таких мест всё больше, даже просто на пешеходных переходах поребрики стали убирать). Иногда я даже иду по газону, потому что не уверен, что тротуар - это действительно тротуар; но несмотря на все предосторожности, время от времени все-таки неожиданно оказываюсь посереди дороги...
Как переходить дорогу? Никогда не ленитесь дойти до подземного перехода, как бы далеко он ни находился. А если подземного перехода нет нигде - тогда с Божей помощью! Главная трудность: шум от проехавшей машины некоторое время заглушает шум от машин приближающихся, приходится выждать секунду-другую, пока она удалится, - а за это время могут приблизиться другие машины, и опять придется ждать; а если неподалеку работает отбойный молоток или звучит громкая музыка - лучше отойти метров на сто и переходить там. Конечно, желательно переходить только по "зебре".
Перед тем как переходить малознакомый перекресток, по-моему, желательно несколько минут постоять, послушать, чтобы разобраться в потоках машин.
При переходе улицы на перекрестке можно нечаянно миновать угол на противоположной стороне и выйти на проезжую часть улицы перпендикулярной той, которую вы перешли (такое тем более возможно в последнее время, когда углы стали скруглять для удобства поворачивающих машин); чтобы избежать этой неприятности, я предпочитаю чуть-чуть отклониться в противоположную сторону (скажем, идя по правой стороне улицы и переходя перпендикулярную улицу или переулок, или въезд во двор, стоит немножко отклониться вправо, чтобы наверняка избежать отклонения влево).
Должен признаться, при переходе более-менее серьезных перекрестков мне иногда случается до такой степени потерять направление, что я отклоняюсь на 90, а иногда даже на 180 градусов.
И что бы ни случилось, когда вы на проезжей части - не дергайтесь, избегайте резкого изменения направления и скорости; вы должны быть максимально предсказуемы для водителей, тогда они, может быть, вас объедут.
Идя, надо стараться обращать внимание на звуки, которые смогут послужить ориентирами, если вы вдруг потеряете направление (плеер в ушах - это самоубийство). Вообще, почти все наши беды - от нашей невнимательности.
А можно ли посчитать шаги до поворота, запомнить и потом этим пользоваться? Думаю, что да, но не следует этим злоупотреблять: во-первых, длина шага очень непостоянна, а во-вторых, счет шагов отвлекает от наблюдения дороги, подавляет интуицию, которая, возможно, точнее, чем арифметика, подскажет, когда надо повернуть. Всё же я, честно говоря, нередко считаю шаги.
Трость - это кроме прочего, еще и генератор звука: эхо (от стука тростью об асфальт или что-то еще твердое) иногда очень помогает сориентироваться.
Если вы куда-то собираетесь и расспрашиваете дорогу, то желательно собрать сведения не только о будущем пути, но и о его окрестностях, чтобы суметь скорректировать свое движение в случае невольного отклонения - такие отклонения время от времени неизбежны. Так что тем более желательно хорошо знать окрестности ваших обычных маршрутов (скажем, на работу или в магазин).
Желательно знать направления улиц, по которым ходите или собираетесь идти (т.е. на север идет улица или на запад, или на юго-юго-запад): это может очень помочь в солнечную погоду. В 93 году друг привез мне из Америки брайлевский компас - прекрасная вещь! К сожалению, года через два он засорился и размагнитился, а другого такого я так и не приобрел. Конечно, нельзя идти по пересеченной местности точно по азимуту, но сверяясь с компасом или солнцем, мы всегда будем знать, приближаемся к цели или удаляемся от нее, и куда надо будет свернуть при первой возможности.
Навигаторы, появившиеся в последнее время, позволяют решить проблему ориентировки на местности почти полностью. (К стыду своему должен признаться, что до сих пор не приобрел навигатор, потому что боюсь стрессов, неизбежных при освоении новой техники.)
Главные наши враги - это, конечно, автомобили. А на втором месте - не котлованы и открытые люки (они не представляют опасности, если ходить аккуратно), а всяческие предметы на уровне головы - ветки, палки, балки, водосточные трубы, дорожные знаки, низкие балконы. Тут трость бессильна. Несколько лет назад я сообразил, что надо ходить в шляпе с полями, - в результате ссадин на голове стало раз в сто меньше. Вообще, следует избегать ходить с непокрытой головой. В советское время большой неприятностью были стоящие повсюду грузовики: палка не на что не натыкается, потому что внизу ничего нет, а голова натыкается на кузов; теперь грузовиков почти не стало. Но остаются не совсем вертикальные деревья и столбы: вы замечаете палкой растущее рядом дерево, но как догадаться, что ствол слегка наклонен, так что вы заденете его головой?
Не все знают о так называемом "ощущении препятствий": в достаточно тихом месте любой предмет - дом, стоящая машина, даже столб - экранирует всегда имеющийся легкий шумовой фон, так что при должном внимании любое такое препятствие (и даже ориентир) можно заметить. Тут нет никакой мистики, надо в себе эту способность развивать. И обонянием не пренебрегайте.
Зонтик для нас не очень удобен, я много лет пользовался только плащем: в одной руке палка, в другой портфель. Но с другой стороны, зонтик защищает нас не только от дождя и солнца, но и от веток и других подобных неприятностей; правда, принимая на себя удары, предназначенные голове, он-бедный очень быстро ломается.
Обувь должна быть удобной, не шлёпанцы, не туфли на высоких каблуках, лучше всего - кроссовки (желательно, непромокаемые). Вообще, спортивная одежда наиболее адекватна: ведь нам гораздо чаще, чем зрячим, приходится перелезать через заборы, иногда высокие, перепрыгивать через канавы (обязательно предварительно ощупав тот берег - вот когда палка чем длиннее, тем лучше) и т.п.. Умный в гору не пойдет, а нам, увы, случается (помню, как-то в Царицине я лез на платформу, зная, что где-то рядом есть лестница: за те секунды, которые потребовались бы, чтобы ее найти, электричка могла уйти; а как-то на Арбате, поленившись обходить машину, уткнувшуюся в стену, перешагнул ее, наступив на капот - и брюки лопнули).
И.М.