Анастасия Жукова

МУЗЕЙ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ СЛЕПЫХ

"Наша жизнь", N4, 2011, с.111-122 ртш

На пяти континентах нашей планеты существует великое множество музеев. Музей - это собрание произведений искусств, объектов науки, предметов быта и самых различных свидетельств развития жизни на земле - о её прошлом, настоящем и будущем.

Я же хочу рассказать об уникальном музее итальянского города Анконы и о его создателе, человеке редких способностей, сумевшем воплотить в жизнь свою мечту: для людей, лишенных зрения, он сделал доступным огромный мир искусств.

Альдо Грассини родился в предвоенном 1940-м, зрение полностью потерял в детстве - последствия войны. Он доктор философии, тридцать семь лет преподавал в лицеях Анконы философию и историю. Семь лет назад ушел на пенсию, но и сейчас у него очень много общественной работы: в народном университете часто читает лекции по истории и искусству. С Альдо Грассини я познакомилась в 1978 году в Варне (Болгария) во время моего первого эсперантоконгресса. Уже тогда, начинающая эсперантистка, слушая его доклад, я поняла, как одарен этот человек, как умеет он донести до слушателей глубокие знания, как ясны и убедительны доводы излагаемого им материала.

Ещё в 1980 году Альдо организовал в Анконе "Общество друзей оперы" и продолжает быть вицепрезидентом этого общества. Будучи президентом региональной организации слепых Италии и национальным советником, он часто выезжает на места, где нужно решать назревшие проблемы. В течение восьми лет Грассини был советником городского муниципалитета. В 2001 году отказался балотироваться, но как и прежде живёт интересами своей партии - партии левых демократов, он член её правления.

Активные эсперантисты, незрячие супруги Альдо и Даниэла много путешествуют по миру: катались на слонах в Индии, посещали пагоды и священные места Китая, Японии, знакомясь, где было доступно, с предметами искусства. Получая огромное удовольствие, эти удивительные люди мечтали дать возможность и своим односудьбинцам шире познать мир прекрасного. Идея вынашивалась в течение двадцати лет. Наконец, в 1993 году Альдо основывает музей "Омеро", музей для слепых. Его друзья-эсперантисты с интересом и вниманием следили за работой этого энтузиаста.

31 декабря 1994 года мне впервые посчастливилось посетить музей "Омеро". Альдо и его помощник в неурочное время организовали трехчасовую экскурсию для троих итальянцев, наших гостеприимных хозяев, и нас, троих кисловодчан. Сам организатор вдохновенно рассказывал нам о каждом предмете, показывая, обращал наше внимание на детали экспоната. Вот эпизод из греческой мифологии, из жизни богов: богиня "ники, развязывающая сандалию". Скульптор показал ее позу, можно прощупать мускулы ее руки, ощутить силу искусства, способного передавать красоту человеческого тела, что было характерно скульптуре древней Греции. Затем по лестничке я поднялась на уровень головы знаменитого "Давида" Микельанджело. Стало возможным "видеть" его сурово сдвинутые брови, сосредоточение, напряжение мускулов метателя камня, готового к борьбе. Уже тогда "увиденное" мною оставило неизгладимый след. Экскурсия продолжалась для меня и в квартире Грассини: он показывал скульптуры, подаренные ему современными мастерами, но ещё не нашедшие места в музее.

На наши многочисленные вопросы энтузиаст музея всегда отвечал чётко, терпеливо, скромно. Вот некоторые его ответы.

Музей родился 29 мая 1993 года как учреждение муниципалитета Анконы. Поначалу в нём приходилось работать самому создателю, который искал советов и помощи у более опытных друзей. Первыми его поддержали три преподавательницы и директор школы высшего искусства. Потом муниципалитет учредил секретаря музея, но фактически в нём работали волонтёры, которых Альдо объединил в специальное общество. В 1999 году, отмечая активную деятельность музея и интерес к нему общественности, итальянский парламент узаконил музей как государственный национальный. С 2002 года он располагает собственным бюджетом и двенадцатью сотрудниками.

Скульптуры покупались на специальных рынках, некоторые копии оплачивал сам Альдо. Современные произведения скульпторов все оригинальные, они либо подарены авторами, либо приобретены Альдо при разных обстоятельствах. В изготовлении копий скульптур и макетов архитектуры большую помощь оказывает регион Маркио. Школа скульптурных искусств оказывает техническую помощь и советниками. Муниципалитет Анконы позаботился о местоположении музея. Поначалу это был этаж школы, её крыло площадью 750 квадратных метров.

"Как я убеждал администрацию в важности музея? О! Это очень трудно достигалось: ссылался на культурное и социальное значение проекта, на уникальность и национальный интерес и прочие аргументы. Терпеливо повторяя это тысячу раз в газетах и публичных выступлениях, учитывал политические отношения, убеждая муниципалитет и оппозиционеров. Конечно, важную роль сыграло и то обстоятельство, что с 1993 по 2001 годы я был членом муниципального совета и приобрел много друзей, поддержавших идею музея. Среди них Роберто Фаррони, нынешний президент музея".

Так Альдо отвечал на наши вопросы в 2006 году, накануне моего второго посещения музея "Омеро" во время Универсального конгресса эсперантистов, главным организатором которого он был.

В настоящее время музей заинтересовал большой круг общественных деятелей. Вскоре, после реставрации исторического монумента музей получит площадь в 3000 кв. метров. Это архитектурное сооружение знаменитого итальянского мастера XVIII века Луиджи Ванвителли, - крепость, построенная внутри гавани в качестве карантина от разных инфекций, заносимых иной раз прибывавшими судами.

Музей будет основательно преобразован, над этим работает международный комитет учёных, известнейшие специалисты международного уровня. Будут значительно расширены секции архитектуры, археологии, скульптуры классической и современной.

Первый этаж займёт совсем новая структура музея, там разместится лаборатория по изучению сенсорных восприятий: отделы звуков, музыки, современного промышленного дизайна и скоростей (автомобили фирмы Феррари, скоростные поезда и т.д.). Примечательно, что всё обустройство этого этажа обойдётся за счёт меценатов. Один из них - крупный итальянский промышленник Диего Делла Валле, прославившийся дорогой обувью "Тодос".

Приведу фрагмент убедительного выступления Грассини перед публикой, которая не может оставаться равнодушной к его детищу.

"...Вы входите в большой салон, заполненный античными скульптурами: вот "Ники из Самотрако"! Но разве она не в Лувре? Да, в Лувре, а здесь её копия. Чуть поодаль ваше внимание привлекает знаменитый этрусский оратор. Повернулись налево - и в следующем салоне вы видите фигуру "Дискометателя" с могучей мускулатурой борца. А вот и сама Венера Милосская. Статуя, созданная в III веке до н.э., была найдена лишь в 1820 году; здесь её копия. В зале эпохи Возрождения вас ожидают удивительные творения в мраморе, бронзе, гипсе знаменитых скульпторов Донателло, Микельанджело, Бернини... Осязая многие статуи, позволяющие "видеть" красоту великих творений, вы постигаете силу искусства, переданную руками мастеров. Некоторые наивно спрашивают меня: "разве слепые способны понять искусство ваяния?" И я советую им: "войдите в музей "Омеро", когда слепой своими чувствительными руками осторожно, ласково касается лица "Мёртвой Галатеи", и вы получите ответ, увидев лицо этого слепого, выражающее удивление, даже восхищение, что ясно даст вам понять, как глубоко он посредством рук воспринимает искусство. Если зрячие имеют возможность видеть скульптурные произведения даже в разных версиях, то для слепого "видеть" руками - единственный способ соприкоснуться с этим искусством. И как раз такую возможность даёт им уникальный музей "Омеро".

Этажом выше вы найдёте макеты великих произведений архитектуры, это величественные памятники Рима: собор Святого Петра, пантеон, памятник легендарной волчице. Здесь же представлены соборы Анконы, Флоренции... Перед изготовителями макетов стояла важная задача: уменьшая памятник в размерах, дать полное представление о нём, сохранить все его детали.

И вот вдвоём с моим итальянским другом, отличным знатоком искусства и истории страны, сантиметр за сантиметром мы "рассматриваем" макет собора Святого Петра, его башенки, балконы, окна различной формы, цветные стёкла. Макет большой, высотой в 80 самтиметров: можно "видеть" колонны и лепные украшения, фигурки святых на фронтоне собора. Трудно было оторваться от этого чуда мирового искусства. Посчастливилось мне побывать и в самом соборе и прослушать рождественскую мессу. Вот почему в моей памяти так явственно живёт эта незабываемая достопримечательность великого города.

Теперь музей организует и выездные экспозиции, его экспонаты побывали в нескольких городах Италии, а также в Хорватии и Чехии. В связи с этим серьёзно решается техническая проблема транспортировки экспонатов в специальных вагонах. Материалы о музее публикуются в Интернете на итальянском, английском и на языке эсперанто.

Если вначале музей задумывался только для слепых, то теперь он стал достоянием всех ценителей искусства: бывают здесь школьники, студенты, пишущие научные рефераты.

И снова подтверждается мысль: если общество заботится об инвалидах, оно само становится лучше, комфортнее для всех.


главная страница сайта

страница памяти А.И. Жуковой

Hosted by uCoz