А. Жукова

В стране Эсперантуйо

(для тифлорассылки)

Уважаемые читатели рассылки, примите меня в ряды своих участников. Предлагаю материал по впечатлениям о встречах с интересными людьми, с которыми меня свела судьба во время конгресса эсперантистов во Флоренции.

Италия! Эта сказочная страна - в июле этого года стала местом проведения четырёх конгрессов эсперантистов. Универсальный конгресс и конгресс слепых эсперантистов проходили во Флоренции, собрав две тысячи двести девять участников из шестидесяти двух стран. Флоренция - город-музей. О ней можно рассказывать и заново переживать сказочные дни, проведённые в мире истории и незабываемых встреч. Молодёжный конгресс эсперантистов и детский имели свои программы и на Универсальном мы о них слышали на закрытии, но журналистка из Японии побывала и на детском конгрессе, предоставив ребятишкам знакомство с культурой японской одежды и умением пользоваться во время еды палочками. Ведь тема универсального конгресса была Языки, культуры и воспитание в продолжающейся эволюции. Конгресс незрячих эсперантистов входил в программу универсального и это расширяло возможности выбирать лекции по желанию и экскурсии, но сокращало время обсуждений проблем IKBE- международного конгресса слепых эсперантистов. Президентом универсального конгресса был Альдо Грассини, он же президент ассоциации зрячих эсперантистов Италии, очень известный человек в городе Анконе, где он сумел основать единственный музей во всём мире музей имени Гомера для слепых, собрав сокровища скульптуры и архитектуры в копиях и макетах, доступных слепым для знакомства с культурой древней Греции, древнего Рима и даже кое-что из предметов современного искусства. Жена Альдо Грассини Даниела Боттегони - президент ассоциации слепых эсперантистов Италии, и она же была президентом нашего IKBE. Для меня каждый конгресс - это место встреч с друзьями и большая радость, источник энергии и багаж моих воспоминаний, что я особенно ценю и берегу в течение многих лет. Этот конгресс подарил мне незабываемые встречи, о которых хочется рассказать особо. Однодневная экскурсия в город Анкону с посещением музея Гомера и купанием в Адриатическом море тоже так богата впечатлениями, что о ней можно говорить с восторгом, но я хочу передать моё чувство огромной гордости за моих друзей Альдо Грассини и Даниелу Боттегони. о которых так тепло и даже с большой любовью говорили мэр города Анконы в приветствии, обращённом к нам и президента клуба эсперантистов Анконы. Я с глубокой уверенностью говорю, что эсперанто - это самый верный путь интеграции слепых в мир зрячих. Эсперанто дарит верных надёжных друзей, а ведь настоящая и верная дружба - это огромная помощь в жизни человека. Этот конгресс свёл меня с новыми друзьями, о которых я лишь упомяну, чтобы на следующих страницах рассказать о них подробнее. На одном из концертов рядом со мной оказалась удивительная женщина, мама детского дома из Бразилии "Добрая надежда". Во время поездки в Анкону я познакомилась с замечательным итальянцем, чья голова представляла собой новейший компьютер. На универсальном конгрессе активным его участником был московский пианист Андрей Коробейников - восходящая музыкальная звезда России. На географической карте мира нет страны Эсперантуйо, но она живёт и объединяет народы всего мира, дарит людям богатство незабываемых встреч, любви и больших надежд.

О музее "Омеро" и его основателе

Есть в Италии на берегу Адриатического моря город Анкона, в котором живёт удивительный человек, Альдо Грассини, - инициатор и создатель единственного в мире музея архитектуры и скульптуры, доступных восприятию слепых: там можно ощупью обследовать макет Парфенона древней Греции и пантеон древнего Рима, соборы Флоренции и Анконы, собор Святого Петра, который стоит в Ватикане и является символом мировой религии. Очень точная модель собора позволяет ощупать каждый его купол, каждый балкончик, его окна и окошки всех форм и размеров, что даёт богатейшее представление о величии этого грандиозного творения гениев человечества - Браманте и Микеланджело Буонаротти. В музее доступны осязанию слепых скульптуры древней Греции и древней Римской империи, есть образцы и современного искусства. Впервые мне посчастливилось побывать в этом музее 31 декабря 1994-го года. Тогда музею был лишь год, самое начало его создания. Уже тогда был зал греко-римского древнего искусства, где можно было видеть богиню Победы Нику - создание её относят к третьему или второму веку до нашей эры. Богиня с крыльями, устремлена в полёт. Оригинал этого экспоната находится в Париже, в Лувре. Венера Милосская, олицетворяющая богиню любви и красоты, творение триста двадцатого года до нашей эры и найденная в 1820 -м году представляет точную копию, высотой в два метра и четыре см. Оригинал её в Лувре. Самая высокая скульптура в музее - этрусский оратор, высота 2 м 29 см. Чтобы посетители могли достать и пощупать голову скульптуры, позади высоких экспонатов есть лестницы. В зале эпохи Римского ренессанса можно познакомиться с двумя "Давидами" разных скульпторов и их разным изображением, хотя будто бы и тот же персонаж "Давид" Донателло, как говорят историки,- "загадочный образ". В нём нет ничего героического, хотя у его ног и голова Голиафа. Это изображение юной красоты, лицо его выражает глубокую задумчивость. И рядом в этом зале "Давид" Микеланджело, его копия в полтора метра. Оригинал во Флоренции. Высота статуи 4 м 34 см. Она высечена из единого мраморного блока. По заданию правителей Флоренции "Давид" - гигант Микеланджело должен был выражать гнев, мудрость и мужество - "добродетели", как их представляли правители республики, только что изгнавшие владычество Медичи. Автор вложил в своего "Давида" не образ библейского героя, а идею гуманизма - величие и достоинство человека. В этом зале и макет собора Святого Петра. Внимательно знакомясь с каждой деталью этого чуда строения, я в своём воображении стала воспринимать грандиозность красоты, о чём прежде лишь читала. С 2002-го года музей "Омера" стал государственным, у него есть бюджет, двенадцать сотрудников. В нынешних залах музея есть предметы и современных авторов. Рядом с рукой метателя диска Древней Греции можно видеть руку современного победителя Олимпийских игр. Привлекает внимание изящная бронзовая статуэтка из личной коллекции из Милана. "Ирина" Франческо Мессины создана им в 1982 году. Она представляет танцовщицу, отдыхающую в изящной позе. Артистка ещё живёт в мире музыки: пальцы её левой руки отбивают такт, плывущей мелодии. Автор достигает высокой точности и гармонии, передавая очарование изображаемой фигуры. Невозможно даже коротко рассказать о богатстве музея. Сейчас представлено 120 экспонатов, а ещё 160 - в запасниках. Музей занимает 750 кв.м, но через два года его перенесут в исторический комплекс, где он будет занимать 2000 кв. метров. Таблички на экспонатах указывают, где находятся их оригиналы, и это уже говорит о ценности добытых экспонатов, а как их доставали, об этом знают лишь бессонные ночи организатора музея и тревоги его сподвижников.

Музей "Омеро" в Анконе- феномен! Но я хочу рассказать и об удивительном человеке, организаторе музея, его душе, об Альдо Грассини. Он живёт в Анконе. Незрячий. Доктор философских наук. Тридцать семь лет он преподаёт философию и историю в гимназиях и школах. Человек он очень известный и уважаемый не только в Анконе, но и во всей Италии, так как он президент ассоциации эсперантистов Италии. С 1993-го по 2001-й он был членом городского совета Анконы, где вёл большую работу и приобрёл уважение, хороших друзей и политических сторонников, что очень помогло ему в трудной борьбе за создание музея. Поначалу всё держалось на энтузиазме Альдо Грассини и поддержке его помощников-добровольцев - трёх учительниц и директора школы, где он работал. В 1999 году городская община выделила ему для работы по созданию музея секретаря. Закон итальянского парламента о культуре и её социальном значении способствовал становлению музея, но надо было проявить огромное упорство, находя тысячи аргументов, выступая в прессе, чтобы привлечь внимание общественности, найти компетентных сторонников, способных убеждать чиновников и общество. Среди таких оказался известный художник, нынешний президент музея, Роберто Феррони. Музей в Анконе - пример достойный подражания для правителей городов и государств. Наше посещение музея во время экскурсии было очень кратким, но даже и эта встреча с теми богатствами мировой культуры, что стали нам, слепым, доступнее, была сказочным подарком создателей музея участникам эсперанто- конгресса в Италии.

"Красоту уносят годы - доброту не унесут".

Я прочитала в итальянском журнале ассоциации слепых эсперантистов очень интересный рассказ о приюте для обездоленных детей, который находится в бескрайних саваннах Бразилии. Заботами эсперантистов всего мира и добротой многих сердечных людей содержится этот семейный детский дом, где дети находят приют и учатся жить. Уже выросло не одно поколение тех, кто теперь помогают этому приюту доброты спасаться от жестокости жизни таким, как они сами были. Очень известные люди в Италии и в большом мире эсперантистов Даниела Боттегони и её муж Альдо Грассини живут в итальянском городе Анконе. И вот они оба незрячие, по зову сердца посетили этот приют, который называется "Бона Эсперо", что означает Добрая Надежда. Из рассказа Даниелы я и узнала о такой большой работе эсперантистов, которые стремятся помочь детям. Бразилия - страна любителей футбола, но она же известна и увлечением спиритизмом. И вот среди эсперантистов нашёлся спирит, который поручил одному из друзей найти особенное место, где они, шесть человек построили дом, создали искусственный водоём и открыли детский дом. Это произошло в 1957-м году. Из описания Даниелой Боттегони посещения Доброй Надежды я узнала об удивительных людях, Урсуле и её муже, которые уже тридцать лет в этом семейном детском доме являются "родителями", воспитателями, учителями и работниками всех профессий по необходимости. По призыву к добрым людям эсперантистских газет Урсула и Джузеппе, очень благополучные сотрудники "Феат" накануне рождественских праздников решили побывать в Доброй Надежде, чтобы чем-то помочь. И что же они увидели?.. В доме за пустым столом, на котором горели две свечи, сидела группа детишек. Это зрелище потрясло Урсулу и её мужа. Они попытались в окрестных селениях найти помощь для детей, но вокруг были дикие места и несколько деревень, появившихся в этих краях недавно. Добрая Надежда и ближние селения располагались в двухстах пятидесяти километрах от столицы, в необжитых местах саванны. Эти сердечные люди оставили свои денежные посты в фирме, определили своих сыновей учиться в столице Бразилии и посвятили себя заботам об обездоленных детях. Урсула как заботливая мама учит девочек домашним делам, сама, работая и поваром, и добытчицей средств существования семейного детского дома и школы одновременно. Ведь ребятишки получают навыки жизни и первые элементы знаний. Среднее образование они получают в ближайшем селении, а те, кто становятся студентами, учатся в вузах, живя в собственном доме Урсулы и Джузеппе в столичном городе. Даниела и Альдо побывали в этом райском уголке, созданном руками добрых людей, чьи сердца могут согревать души детей, искалеченные жестоким бесчеловечным миром. В Добрую Надежду приезжают эсперантисты из разных стран, чтобы чем-то помочь живущим в этом дружном большом доме. Говорят, что мир тесен. И я убедилась в этом. Во время концерта в очень насыщенную событиями и встречами неделю, проведённую мною во Флоренции, рядом со мной оказалась женщина, которая заинтересовалась моим конгрессным номером. Мы обменялись сувенирами, и я вдруг узнала, что она и есть та самая Урсула из Доброй Надежды, о которой я читала, но не имела возможности поговорить о ней с моими друзьями Альдо и Даниелой, так как они оба были организаторами конгресса, и у нас не было времени для личных бесед, хотя и мечтала о наших встречах с этими дорогими людьми. И вот судьба свела меня с удивительной женщиной и всего-то на несколько минут. Так бывает на этих конгрессах, где времени всегда не хватает и хочется успеть всех увидеть. Была с Урсолой ещё одна мимолётная встреча на вокзале, когда и мы уезжали, и она с мужем спешили на поезд в Анкону в гости к Даниеле и Альдо. Вот они немного отдохнут после огромной напряжённой работы, и я узнаю от них ещё много интересного об этих замечательных людях, Урсуле и её муже. В тревожных мыслях Урсулы о будущем приюта после их ухода есть опасения, но всё же хочется верить в то, что уже помогающие сейчас те, кто вырос в Доброй Надежде, да и эсперантисты мира не оставят это доброе дело, ведь не зря же язык эсперанто становится для всех там живущих своим языком. Пусть бы в мире было побольше таких людей, как Урсула и Джузеппе.


главная страница сайта

страница памяти А.И. Жуковой

Hosted by uCoz