РОСТОВСКИЕ ФЕСТИВАЛИ БАРДОВСКОй ПЕСНИ

Эта статья - не статья, а признание в любви. В любви к Тане Рубанской - организатору четырех фестивалей бардовской песни. Эти фестивали проходят в Ростове ежегодно, начиная с 1988 года, и собирают десятки слепых авторов и исполнителей со всей страны. Не могу перечислить всех лауриатов, но бессменного победителя четырех фестивалей надо назвать. Это Андрей Темнов, бард из Нижнего Новгорода.

Что же такое бардовская песня? Иногда также говорят: авторская песня, самодеятельная песня, поэтическая песня. Некоторые думают, что это довольно эгзотический жанр, в котором не создано ничего значительного. Название "авторская песня" намекает на то, что песни эти можно слушать разве что в исполнении авторов. А название "самодеятельная песня" - что в этом жанре не может быть ничего, достойного называться профессиональным.

На самом деле, бардовская песня - древнейший жанр, вероятно, более древний, чем инструментальная музыка и писаные стихи. И само слово "бард" пришло из средневековья. Традиция исполнять стихи, сопровождая их музыкой, была у всех народов. И, вероятно, у всех народов нередко этим занимались слепые. Содержание стихов при этом может быть различным, но всегда они - важная, даже я бы сказал - главная компонента бардовской песни. В этом существенное отличие от текстов эстрадных песен, где не предполагается даже, что все слова будут расслышаны.

Современная бардовская песня родилась вместе с распространением бытовых магнитофонов, в конце 50-х - начале 60-х годов. Основоположники ее - Булат Окуджава, Александр Галич и Владимир Высоцкий, Юлий Ким, Юрий Визбар и Новелла Матвеева.

Стихи этих авторов почти не издавались, пластинки с их песнями - тоже. Но знала их вся страна. Песни переписывались с магнитофона на магнитофон, иногда качество записи было таким, что трудно было что-то понять, но люди слушали, вслушивались и понимали.

В условиях, когда всё искусство находилось под тяжелым гнетом цензуры, бардовская песня была поистине островом свободы. Отсюда неодобрительное отношение властей к этому жанру, отсюда полупрезрительное название "самодеятельная песня". И не случайно в последние годы, а особенно после 21 августа барды стали частыми гостями на радио и телевидении.

Но не надо думать, что теперь, когда все виды искусства освободились от оков, бардовская песня уйдет в историю. Нет, стихи гораздо лучше воспринимаются, когда их напевают, аккомпонируя на гитаре. Бардовские песни бывают не только политические, не только философские или сатирические. Может быть, большинство этих песен - лирические. Они обо всём, что волнует авторов, что волнует слушателей. Как прекрасно слушать их в кругу друзей!

Как прекрасно было слушать песни друзей на берегу Дона. В 88 и 91 годах фестивали проходили на базе отдыха "Солнышко" Батайского УПП ВОС, а в 89 и 90 годах - на базе "Белочка" ростовского УПП. Мы слушали бардов почти непрерывно в течение суток и более. Заканчивался конкурс, общество распадалось на группы, в каждой звучала гитара. Люди переходили от группы к группе, знакомились, кто не был знаком. Потом - новый концерт, и так весь день. А ночью официальных концертов не было, но, всё равно, гитары не умолкали...

Казалось, что всё шло само собой. На самом деле, организовать такой фестиваль - нелегкая работа. Мы все - участники ростовских фестивалей - возвращались, увозя с собой благодарность Татьяне Рубанской и всем, кто ей помогал. И надежду, что через год соберемся снова, встретим старых друзей, встретим новых друзей. Вот и теперь ждем-недождемся 5-го ростовского фестиваля бардовской песни.

Илья Миклашевский

1991


главная страница сайта

статьи И.Миклашевского

Hosted by uCoz